Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.132

Формирование микстового звучания и регулировка степенью смешения регистров в зависимости от высоты тона возможно лишь на основе ясного представления о голосообра-зовании в натуральных регистрах и произвольного их использования. Критерий правильности выбора степени смешения регистров в соответствии с заданной высотой звука — отсутствне мышечных зажимов при голосообразовании и излишних перенапряжений в звучании голоса.

Таким образом, для каждого этапа работы будет свой оптимальный режим голосообразования с учетом индивидуальных особенностей голоса, однако всегда по принципу: от натуральных регистров к смешанным при постепенном обогащении тембра голоса.

К выбору оптимального звучания голоса необходимо подходить диалектически, не только глядя в перспективу развития детского голоса, но даже в процессе одного урока: от легкого фальцетного в начале урока до более темброво обогащенного и динамически насыщенного звучания, близкого к плотному миксту, в конце его. В связи с этим в определенной последовательности подбирается и соответственно используется на уроке учебный материал: в начале урока исполняются песни, требующие более легкого тембрового звучания голоса, и лишь к концу его — песни, звучащие тембрально насыщеннее.

Оптимальной формой обучения пению принято считать сочетание хоровых, групповых и индивидуальных занятий. Однако их соотношение должно быть различным на каждом этапе работы и зависит от возраста учеников.

Из опыта нашей практической работы с детьми детского сада-ясель № 818 Гагаринского района г. Москвы, а также в младших классах общеобразовательной школы № 494 Пролетарского района и двух Детских хоровых студий нами было замечено: чем меньше ребенок, тем большее значение приобретают индивидуальные формы работы.

С детьми раннего возраста занятия по развитию вокальных способностей даже малочисленными группами не имели успеха.

На I этапе работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста групповые занятия проводить можно, но при условии объединения детей в группы по типу голосов с учетом их природной регистровой структуры.

На II этапе, когда дети каждой группы научатся пользоваться обоими натуральными регистрами, разные группы можно объединить в общий хор, продолжая постоянно осуществлять индивидуальный контроль за развитием голосов.

Для младших школьников индивидуальные занятия осуществляются лишь с отдельными учениками, использующими при пении исключительно чисто грудной тип звукообразования, а также имеющими ярко выраженные индивидуальные недостатки в работе голосового аппарата.

Хоровая работа с самого начала ведется так, чтобы иметь возможность петь группами, составленными по типу регистровой природы голосов. Организация хоровой работы при этом возможна по принципу соревнования между группами и развития способности к самооценке полученного звучания.

Дальнейшее сочетание группового и хорового пения идет по пути освоения двух-трехголосья.

В условиях детской хоровой студии доминирующая хоровая форма работы на всех возрастных ступенях должна равномерно сочетаться с групповыми занятиями по голосам, составляющим хоровые партии, и индивидуальными прослушиваниями.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒