Пение — это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно, и к предмету в целом.
Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции.
Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития.
Вокальное воспитание детей у нас в стране в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение на уроке музыки и во внеклассной работе, сольные и хоровые кружки, вокальные ансамбли. Из-за чрезмерной ограниченности учебных часов для музыкальных занятий в общеобразовательной школе реализация задач, связанных с развитием детского голоса, возможна лишь при условии сочета-н и я классной и внеклассной или внешкольной работы в самодеятельных детских певческих коллективах при домах культуры, хоровых школах и пр.
В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских хоровых коллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии. Они доказали свою жиз неспособность и открываются повсюду не только у нас в стране, но и за рубежом. За счет их работы в основном решается проблема массовости музыкального воспитания детей средствами хорового пения. Теперь настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития.
Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду прежде всего его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и динамическую.
К тем о р а л ь н о й характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых переходов; звонкость и полетность голоса; степень свободы или напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество певческого вибрато.
К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение.
К динамической — ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.
Под развитием детского голоса одни специалисты понимают развитие органов, имеющих отношение к голосообразо-ванию, в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата; другие — формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции; третьи — постепенную смену механизма звукообразования: с фальцетного на грудной и микстовый.
В данном исследовании под развитием детского голоса понимаются качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфически вокальных способностей. Сюда входит следующее: