2.2.3. ГЛОТТОГРАФИЯ
Основная трудность в исследовании голосовых складок во время пения заключается в том, что деятельность их скрыта от непосредственного наблюдения.
Ларингоскопия и стробоскопия позволили установить, что от характера работы голосовых складок зависят основные тембровые возможности голоса и его регистровая окраска (грудное или фальцетное звучание).
Однако следует сказать, что при данных методах исследования введение в рот испытуемого гортанного зеркала мешает естественной фонации. Нельзя быть уверенным в том, что при пении, например, гласной «А» голосовые складки без ларингоскопа во рту колеблются точно так же, как и с ларингоскопом.
Этого недостатка нет у других методов, например рентге-нотомографии, кинорентгенографии. Однако время проекций при этом далеко не соответствует числу колебаний голосовых складок в единицу времени. Возможно применение электромиографии, но для этого необходимо ввести игольчатый электрод в самую толщу голосовой мышцы, что ограничивает использование этого метода и особенно на детях.
Таким образом, до недавнего времени не было вполне Удобной методики для исследования работы голосовых складок.
В 1957 г. французским профессором биофизики Ф. Фаб-ром было сделано многообщающее открытие. Он сконструировал прибор, позволяющий регистрировать и наблюдать вибрацию голосовых складок без непосредственного рассматривания их в натуральном виде. Для этого были использованы токи ультравысокой частоты (УВЧ), которые широко применяются в физиотерапии как лечебное средство. Принцип действия этого аппарата состоит в том, что через ма ленькие электроды, расположенные по бокам щитовидного хряща, подается слабый ток УВЧ, который течет через ткани шеи и гортань. Сила тока настолько мала, что течение его незаметно для испытуемого, не вызывает никаких отрицательных реакций и совершенно безвредно. Смыкающиеся и размыкающиеся голосовые складки меняют величину сопротивления текущему току: при размыкании складок току труднее пройти через гортань, а при смыкании — легче. Эти изменения сопротивления, происходящие при каждом колебании складок, меняют течение тока УВЧ, как говорят физики, модулируют этот ток. Аппарат Ф. Фабра выделяет эти модуляции тока, усиливает их и подает на записывающий прибор — шлейфовый осциллограф, где на фотопленке или фотоленте фиксируется кривая, отражающая изменение формы голосовой щели. Эти модуляции можно подать на экран катодного осциллографа, увидеть глазом получающуюся кривую и сфотографировать ее.
Таким образом, открытие и закрытие голосовой щели, меняющие сопротивление гортани току УВЧ, записывается на экране осциллографа как процесс во времени, в виде кривой — глоттограммы. Через другие каналы осциллографа может быть записана кривая времени, фонограмма или какие-либо другие отметки (рис. 8).
Рис. 8. Три глоттограммы гласного «О», пропетого баритоном на высоте звука Д0х, с различной интенсивностью звука (по данным Ф. Фабра, 1957): а — глоттограмма; в — отметка времени; с — фонограмма.
Кривая глоттограммы отражает частоту и амплитуду колебаний складок, а также фазу их смыкания, фазу максимального удаления и фазу контакта в течение каждого периода их колебания. На рис. 9 приводится тип обычной глоттограммы при средней интенсивности и средней высоте тона.