Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.107

Так, например, С. Н. Гладкая в своей диссертационной работе «Исследование формирования певческих навыков у младших школьников» (М., 1975) к числу основных певческих навыков наряду с дикцией, дыханием, певческой установкой относит качества тембра и диапазон.

Во-первых, певческая установка, по нашему мнению, входит в навык дыхания и выступает как условие, необходимое для правильной работы дыхательных органов; во-вторых, качества тембра и диапазон (по-видимому, автор имел в виду звуковысотный) относятся к свойствам певческого голоса и не могут являться навыками, т. е. движениями; в-третьих, звукообразование — основной певческий навык — не названо среди таковых и понимается узко: только как атака звука.

Во избежание подобной путаницы следует четко разграничивать певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, вторые — как следствие.

Основными свойствами певческого голоса являются: 1) звуковысотный диапазон; 2) динамический диапазон на различной высоте голоса; 3) тембр: богатство обертонами, качество вибрато, вокальная позиция, полетность и звонкость, плавность регистровых переходов, ровность на различных гласных, степень напряженности; 4) качества дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность; 5) выразительность исполнения.

Свойства певческого голоса есть результат нескольких слагаемых, относящихся к объективным и субъективным причинам, главные из которых — природные особенности ученика; возрастные нормы; уровень развития навыков, обеспечивающих певческий процесс: слуховое восприятие, умственные операции и вокальное воспроизведение.

К основным вокальным навыкам мы относим: 1) звукообразование; 2) певческое дыхание; 3) артикуляцию;

4) слуховые навыки; 5) навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Звукообразование мы понимаем как целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу определенного регистрового механизма. Поэтому навык звукообразования в различных регистрах является центральным. Он предопределяет в пределах индивидуальных возможностей владение разнообразным тембром, что обеспечивается умением использовать разнообразную динамику по всему звуковысотному диапазону, различные типы атаки звука, способы артикуляции. Звукообразование — это не только атака звука, т. е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с владением регистрами, что было доказано нами экспериментально. С навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса. Как нельзя быстро бегать на пятках, так и нельзя добиться подвижности голоса без умения облегчать звук, т. е. настраиваться на работу гортани в определенном регистровом режиме.

Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделения навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒