Кроме того, при изучении формантной структуры различных фонем обращает на себя внимание тот факт, что первая и вторая формантные области на спектрограммах певческих гласных имеют тоже определенное соотношение по энергети ческому уровню, что, по-видимому, также информативно. На это указывает в своей работе английский исследователь в области экспериментальной фонетики Делатр и др. .
Таким образом, отсюда следует, что информация о типе гласного передается как за счет частотных, так и энергетических характеристик формант. Однако, если она идет только за счет энергетической характеристики, как это имеет место при фальцетных гласных, то эта информация будет неполной.
Поэтому следует считать закономерным тот факт, что в детском голосе при фальцетной манере звукообразования наблюдается неопределенность звучания фонем. При этом положение не намного улучшится даже в том случае, если ребенок будет очень стараться четко артикулировать, так как обедненный спектр фальцетного звука формируется на уровне голосовых складок.
В результате того, что спектр источника при фальцетном звучании голоса настолько беден и не из чего формировать какие-либо частотные форманты, фильтрующее воздействие речевого тракта ограничивается тем, что он лишь немного подправляет спектр источника, кодируя гласные за счет перераспределения энергии самих его спектральных составляющих. За артикуляционным аппаратом остается роль рупора, придающего звуку определенное направление.
Неполноценность фонетической информации при обедненном спектре фальцетного звука проливает свет на причины плохой дикции в детском хоре, где используется в основном фальцетная манера звукообразования. Кроме того, к причинам плохой дикции в детском хоре следует отнести типичную для детей вялость работы артикуляционных органов, а также отсутствие единой манеры артикуляции певцов хора. 06-Щехоровая дикция при этом оказывается неясной из-за размытости суммарного спектра, полученного в результате наложения множества индивидуальных спектров. Очевидно, что чем более единообразна манера артикуляции у всех участников коллектива, тем четче контур суммарного спектра, а следовательно, и дикция хора в целом.
Итак, методом анализа через синтез была подтверждена ранее установленная нами количественная оценка фальцет-ного звука певческого голоса: 2—3 гармонические составляющие. При этом было доказано, что информация о типе гласных при обедненности спектра передается за счет перераспределения энергии спектральных составляющих, т. е. определенного соотношения их по интенсивности. В результате впервые были получены акустические эталоны синтетических гласных А, О, У, Э, Ы, И при фальцетном звучании голоса.
Сделан вывод относительно того, что детский голос настроить на фальцетное звучание будет легче на гласных У, О, А; а на грудное — лучше использовать гласные Э, Ы, И.
Материалы данных экспериментов позволили выявить основные причины плохой дикции в детском хоре при фаль-цетном способе звукообразования.
Сделанные выводы дают возможность осмысленно подходить к вопросу произвольного управления различными способами звукообразования у детей в процессе вокальной работы.