Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.10

Развитие методической мысли в области детской вокальной педагогики в послереволюционный период началось с указаний о том, каким голосовым регистром надо пользоваться детям в процессе пения. В первые годы Советской власти, когда музыкальное воспитание в общеобразовательной школе становится массовым, понадобилась целая армия музыкальных работников. Однако специалистов по детскому голосу было немного.

В результате роста массовости пения общий уровень вокального воспитания детей резко понизился. Сам репертуар тех лет (революционные песни маршевого характера) провоцировал детей на громкое, форсированное пение и нередко в высокой тесситуре, что создавало для их голосового аппарата режим перегрузки. В результате первых десятилетий уже вырисовывается картина массовой порчи детских голосов: фонастения, несмыкание голосовых складок, сип при пении по причине узелкового процесса на связках и других патологических явлений, связанных с неправильным функционированием гортани во время фонации.

В 1938 г. в Москве состоялось I Методическое совещание по вокальной работе с детьми, в котором приняли участие специалисты различного профиля: медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос совещания — охрана детского голоса.

Основное решение совещания касалось рекомендации — у всех детей до периода наступления мутации использовать фальцетную манеру звукообразования.

Тогда, в той ситуации, когда не хватало специалистов, это был выход из положения: если использование фальцетного звукообразования и не обеспечит оптимальных условий для развития певческого голоса у всех детей, то по крайней мере не испортит их, так как речь в основном шла об охране детского голоса. Вопрос о развитии детского голоса тоже затрагивался, однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как «…весь организм детей находится в таком сильном и бурном развитии, что нужно не разви1вать голос, а беречь его, то есть заниматься его охраной…»1; что «…детский голос не надо специально тренировать, так как по мере роста всего организма будет расти и голос»2.

Между тем вспомним тезис И. П. Павлова о том, что конструкция любого органа тесно связана с его функцией. А это значит, что и функционирование голосового аппарата, характер его действия в процессе обучения пению может так или иначе повлиять на его формирование, особенно в период его бурного роста в раннем детском возрасте.

Следовательно, специально тренировать детский голос не только возможно, но и необходимо, чтобы направить его развитие в нужное русло. Именно к такому выводу позже, в послевоенный период, пришли участники комплексного исследования детского голоса, организованного ИХВ АПН РСФСР,

Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова и др., которые сыграли большую роль в становлении детского вокального воспитания у нас в стране и внесли огромный вклад в развитие теории и практики детского пения. В 50-е и 60-е годы сотрудники лаборатории музыки и танца ИХВ и их ленинградские коллеги опубликовали ряд научно-методических работ. Среди них: А. А. Сергеев «Воспитание детского голоса» (1950); М. А. Румер «Методика преподавания пения в школе» (1952);

⇐ вернуться назад | | далее ⇒