Рассказ о гитаре стр.28

Так были решены сразу две проблемы. Звук самой струны, не усиленный декой, слишком слаб и из зала не слышен, так что с двойным восприятием тембра было покончено: все усиление шло теперь только электронным путем. Прекратилась и паразитная обратная связь: если раньше громкое звучание динамиков воздействовало извне на деку, то теперь ее не было.

Вскоре стало очевидным, что незачем сохранять у электрогитары внешний вид, схожий с обычной гитарой. Так исчезла и обечайка, а поскольку струны, звукосниматель и переключатели должны были на чем-то держаться, электрогитара обрела вместо старого корпуса новый, представляющий собой толстую доску. В этом новом корпусе из-за его массивности не возникали никакие колебания, корпус был нейтрален и в образовании звука не участвовал.

Удаление традиционного корпуса было для электрогитары прогрессивным шагом, но оно же принесло и некоторые неудобства. Теперь гитарист, упражняясь дома, вынужден был пользоваться усилителем — ведь доска не резонирует. И тогда вместе с гитарами-досками стали выпускать так называемые полуакустические электрогитары. Их корпус не обладает столь яркими резонирующими способностями, как корпус обычной гитары, поэтому на эстраде такой инструмент сохраняет почти все свойства гитары-доски.

Электрогитары марки «Иолана». ЧССР

Зато гитарист получил возможность упражняться и репетировать, не включая аппаратуру: для домашних занятий полуакустическан гитара и без электроники дает звук достаточной громкости. Сейчас в ансамблях используются и гитары-доски, и полуакустические — кому что больше нравится.

Так постепенно оформились основы конструкции и внешний вид электрогитары. Но совершенствование ее продолжается до сих пор.

Мы говорили уже, что изобретатель первой электрогитары стремился только усилить тихое звучание инструмента. Однако с развитием электроники выяснилось, что на пути от звукоснимателя к динамикам можно очень широко варьировать тембр и характер звучания инструмента, вводить различные эффекты, придавать звуку вибрацию. Если раньше электрогитаре хватало только усилителя, то сейчас добавился и темброблок и специальные приспособления — например, квакушка, бустер, ревербератор.

Но электрогитара сохранила способность воздействовать на тембр еще и от струны. В обычной гитаре тембр зависит от того, в каком месте защипывается струна. Ближе к подставке он получается более острым, суховатым, а ближе к грифу — мягким. Это качество сохранилось и в электрогитаре: на многих инструментах устанавливаются три и даже четыре группы звукоснимателей -одна у подставки, другая у грифа, третья (и четвертая, если она есть) между этими двумя. Подключая одну какую-то группу звукоснимателей, а остальные оставляя бездействующими, гитарист получает разный тембр. А можно включить все, но неодинаково усиливать колебания от них, подбирая нужные соотношения. Для этого рукоятки регуляторов звукоснимателей установлены прямо на корпусе инструмента, под рукой у исполнителя.

Электрогитарист может управлять и вибрацией звука. Собствен но, вибрация, если нужно, создается в темброблоке, стоит только нажать соответствующую кнопку. Такая вибрация называется автоматической, и воздействовать на нее непосредственно уже нельзя. Поэтому в некоторых электрогитарах применено еще одно интересное приспособление: струны у подставки крепятся не как обычно, а к валику, который может поворачиваться вокруг оси с помощью рычага. Исполнитель, извлекая звук, одновременно раскачивает рычаг, валик при этом чуть поворачивается туда и обратно, натягивая и ослабляя струны, и звук получается вибрирующим. Такая вибрация, в отличие от автоматической, называется исполнительской. Ею уже можно управлять как угодно — скажем, начинать звук обычно, а продолжать вибрирующе, или наоборот.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒