Ритм стр.19

Все эти замечания в равной степени относятся к пианисту, который мечтает «петь» на своем инструменте. Он склонен «утопать в звуках», не замечая того, что отпущенные клавиши уже не издают звуков. Каждый отдельный звук владеет его воображением, он не думает о следующем. Ритмическое построение мелодии не имеет для него значения, он его не понимает и не чувствует. Если он никогда не испытал чисто телесных ощущений ритмических длительностей, если эти ощущения не проникли во все его существо, не повлияли на деятельность всех его членов и органов дыхания, то он не имеет понятия о значении акцента, обо всех явлениях, связанных с различным распределением во времени и в пространстве нашей мышечной силы и их влиянии на ритмическую выразительность исполнения.

Другие ритмические недостатки в игре на инструменте, как-то: несо-размеренный удар, неровность пассажей, неуверенность, плохое чтение с листа, преувеличенная нюансировка, неспособность подчинить пальцы своим намерениям — проистекают от недостаточного развития мышц и нервных центров и могут быть совсем или почти совсем устранены путем разумного воспитания.

[Так, например,] жесткое туше есть последствие того, что не учтена сила сопротивления мускулов-антагонистов5. Движение подготавливается напряжением всей руки, поэтому к моменту начала игры зачастую получается слишком сильное напряжение мускулов-сотрудников, не со ответствующее цели: руку бросают на клавиатуру, точно какую-то тяжесть, а мускулы-антагонисты не оказывают этому достаточного сопротивления. Вместо соразмеренного сотрудничества противоположных мышечных групп получается их грубое столкновение, и в результате движение становится не пластичным, а игра — неритмичной.

[Другая проблема — слишком слабый удар.] Точно так же, как у вполне нормальных, но слабовольных людей под влиянием застенчивости иногда почти полностью атрофируется способность к логическому мышлению, — у вялых от природы субъектов наступает полное ослабление мускулов. Мускулы могут совершенно утратить упругость, если вовремя и систематически не заняться необходимыми физическими упражнениями. Вялость мускулов пагубно отражается на деятельности всех органов. Мышечная слабость не есть врожденный порок или следствие какого-ли-бо повреждения: это — следствие плохого питания или нецелесообразного развития мускулов. Она является причиной слабого удара пианиста, малого тона у играющих на смычковых инструментах. В противовес всем этим явлениям наш метод ставит себе целью борьбу с инертностью мышц, открывая путь к повышению трудоспособности всех наших органов и нормальной деятельности мускулов плечей и рук.

Не лучше слабого бесцветного удара излишняя возбужденность и нервозность в исполнении. Некоторые пианисты и скрипачи испытывают нервное волнение, как только они прикасаются к инструменту, — у них начинают дрожать руки, благодаря чему звук делается прерывистым, а удар — неуверенным, робким.

Игра такого исполнителя будет бледной, тусклой, невыразительной, лишенной оттенков. Сознавая свой недостаток и желая восполнить этот пробел, играющий зачастую внезапно ускоряет темп, обнаруживая (иногда совсем некстати) необыкновенный пыл, который, впрочем, быстро гаснет. Получается нервная, порывистая, то необузданная, то слишком сдержанная игра. Неуравновешенная работа мускулов не регулируется интеллектом и действует на нервные центры толчками, отсюда — преувеличение динамических оттенков. Нервное возбуждение усиливается До боли, а внешняя выразительность от этого только проигрывает: ученик привыкает к ложным приемам, постепенно у него притупляются чувствительность и воображение.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒