Что нужно сделать для того, чтобы научить энергичного мальчика и нервную девочку так же хорошо распоряжаться своими мускулами, как это удалось первому ребенку с развитым воображением? Исходной точкой для каждого из детей нужно взять наиболее свойственное ему чувство.
Мальчику хорошо знакомо ощущение мускульной иннервации, значит, он должен научиться ясно представлять себе различные ее степени. У девочки сильно развита фантазия, поэтому ей нужно разъяснить отношения между воображаемым представлением и его физическим воплощением. Сделайте это так: возьмите руку девочки и вложите в нее свою сжатую руку с такой силой, чтобы ее рука невольно опустилась. Затем объясните, что она должна сопротивляться давлению вашей руки, вместе с тем тяните ее руку с такой силой, чтобы, несмотря на свое сопротивление, она была вынуждена опустить руку до земли. После этого пусть она внимательно выслушает объяснения, которые выдадите мальчику, и хорошо заметит его движения. Мальчику скажите следующее: «Протяни руку ладонью кверху и держи ее неподвижно в этом положении. Затем, не давая ослабевать напряжению, очень медленно опускай руку на землю. Хотя ты и не испытаешь ощущения тяжести на ладони, но разве не будет у тебя во всей руке, в предплечье, в суставе кисти чувства, как будто ты держишь что-то тяжелое?» Когда он поймет это и сделает то движение, которое требовалось, заставьте девочку проделать то же самое. Раньше она ощущала простую иннервацию содействующих мускулов, те перь ей нужно поупражняться в одновременном напряжении противоположных мускулов, тогда ей, так же как и мальчику, станет понятно, что мускулы — это органы, подчиненные нашему представлению.
Значение понимания этих внутренних взаимоотношений между сознанием и мышечным действием неоценимо. На нем зиждется самосовершенствование организма. Воля порождается представлениями мозга; для того чтобы она возбуждалась, мозг должен мыслить. Мысль — мать наших поступков. С раннего детства до конца жизни наши идеи, понятия, взгляды возбуждаются живыми образцами и влияют на наши желания и поступки. Живой пример — вот самый могущественный фактор нашей воли, он возбуждает в нас инстинкт подражания.
Прочитав о геройских подвигах юного Зигфрида, мальчик вооружает свою слабую руку деревянным мечом и убивает воображаемых драконов и великанов16. Но еще сильнее, чем отвлеченный образ, действует на нас живой образец. При виде борца в живописной позе наши мускулы невольно напрягаются для мужественных движений. Образцовые примеры, олицетворяющие принципы гармонии и эстетики, имеют большое воспитательное влияние. Если мы хотя бы однажды видели движение безупречной правильности, воспоминание о нем запечатлеется в нашем мозгу, и мы невольно будем иметь его перед глазами, когда от нас потребуется выполнить подобное движение. Проделывая соответствующее движение сначала в воображении, мы даем толчок своей энергии (воле), энергия переходит в действие, и получается нужное движение. Движение будет лучше, правильнее, если оно уже подготовлено правильным представлением.