Ритм стр.50

Лучше всего можно изучить законы, которым подчинен пластический ритм, если пронаблюдать за движениями тела в тот момент, когда движение заканчивается или прерывается и тело переходит в состояние покоя.

Каждое изолированное движение может быть разделено на два момента: затакт и акцент37, то есть мы можем заметить некоторую аналогию с музыкальными слабой и сильной долями. Если мы захотим установить соответствия между телесным и музыкальным ритмом, то нам придется изучить свойства движения, которое предшествует той или иной пластической позе и аналогично так называемому затакту.

Тот момент, когда невидимый для нас певец начинает петь свою арию, мы ощущаем как начало некоей деятельности. Если это происходит на наших глазах, то при внимательном наблюдении мы заметим, что началу пения предшествуют различные приготовления. Грудь расширяется, набирая воздух, рот раскрывается, готовясь издать звук. Чтобы увидеть все это, нужно быть довольно наблюдательным, так как иногда (особенно если произведение начинается с мягких звуков) эти приготовления могут быть сведены к минимуму и ускользнуть от внимания публики. Еще менее заметна подготовка пианиста, так как часто в ней участвуют только пальцы. Но зато посмотрите на дирижера, когда он берется за дирижерскую палочку: прежде чем дать оркестру знак начала, рука делает некое подготовительное движение, определяющее длительность тактовых долей. В этот момент рука дирижера может находиться в состоянии сильной иннервации, если оркестру предстоит начать с сильного аккорда, или она будет умеренно напряжена — если первый звук будет умеренно сильным, и, наконец, в том случае, когда произведение начинается со слабой доли такта, мускулы руки будут совсем мягкими. Подготовительное движение руки дирижера обязательно предшествует исполнению и, находясь в тесном соотношении с музыкальным ритмом. известным образом настраивает музыкантов оркестра. И всякий раз, когда тянутся длинные звуки, глазу представляется картина длящегося пластического движения, последний момент которого будет совпадать с ритмическим толчком, обозначающим конец одной звуковой длительности и начало следующей. Таким образом, ни музыкальная пауза, ни звучащая длительность не могут быть проиллюстрированы полной неподвижностью тела, всегда дается некоторый пластический затакт, то есть предварительное движение.

Возьмем для примера простой марш, состоящий исключительно из равных долей времени, и попробуем сопровождать маршировку пением таких же ритмических долей. Если вы будете очень внимательны, то заметите, что пение всегда несколько отстает по сравнению сдвижением. Первое движение будет уже выполнено к тому времени, когда раздастся звук. Нога приподнимется для того, чтобы дать обозначение ритмическому моменту начала. Таким образом, ритмический момент пластического акцента совпадет с ритмическим моментом начала звуков.

Если вы захотите дать пластическое изображение длительности целого тона, а петь будете при этом четверти, то вы заметите, что даете пластический акцент ногой в то время, как поете первую четверть. Момент акцента заполнит приблизительно промежуток между первой и второй четвертью, и, хотя акцент является собственно уже вторым пластическим движением, он упадет на первую звуковую долю. Точно также третье движение совпадет со второй музыкальной долей, четвертое — с третьей, а подготовительное движение к следующему шагу заполнит четвертую долю еще не допетой целой ноты.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒