1) дошкольное воспитание;
2) общеобразовательная школа;
3) вспомогательная школа;
4) музыкальные учебные заведения;
5) театральные учебные заведения;
6) лечебные учреждения;
7) массовая клубная работа.
Позже появилась музыкально-методическая секция, занимавшаяся разработкой танцев и театрализованных постановок, подготовкой к изданию пособий, сборников, книг, нотных материалов™.
С 1929 по 1933 г. просуществовали возглавляемые Н. П. Збруевой курсы профессионального ритмического образования, имевшие статус музыкальноритмического отделения при техникуме физкультуры (!). В 1934 г. Педагогическое училище физкультуры еще раз открыло отделение ритмики для школьных преподавателей.
В 30-х годах вновь обсуждался вопрос о ценности музыкально-ритмического воспитания. Советские ритмисты были вынуждены отмежеваться от своих западных коллег, осудив их за увлечение крайне изощренной виртуозностью, отвлеченность преподавания, абстрагированность от нужд широких масс и «обслуживание буржуазии»31. В противовес этому выдвигался тезис о необходимости адаптировать метод Э. Жака-Далькроза к конкретным профессиональным сферам.
Между тем деятельность ритмистов повсюду насильственно сворачивалась, имя Далькроза вычеркивалось из сборников и пособий.
Ритмику стали убирать из школьных программ, в результате чего педагоги переходили в детские сады, где проведение занятий по ритмике постепенно свелось к подготовке детских праздников и утренников. В театральных училищах предмет «Ритмика» был заменен «Сценическим движением»®. Как самостоятельная дисциплина ритмика оставалась лишь в музыкальных33 образовательных заведениях и лечебных учреждениях. В 60-е годы некоторое время продолжали проводиться семинары для повышения квалификации ритмистов, но в основном преподавание ритмики велось весьма стихийно.
В 60-70-е годы активно разрабатывались положения терапевтической ритмики (для людей, страдающих нервными расстройствами, речевыми дефектами), особенно логопедическое направление3*. Курс «Терапевтическая ритмика» существовал в Педагогическом институте им. Ленина (кафедра дефектологии).
Ритмика из средства воспитания нового человека становилась сугубо прикладной дисциплиной.
Драматичная судьба системы Э. Жака-Далькроза в России еще раз доказывает, насколько история развития любого начинания зависит от «человеческого фактора». Не случайно так часто швейцарский педагог повторял, что ритмика— дело личного опыта. По-видимому, справедливо утверждение А. Руппе: «Пособия по ритмике не могут быть правильно использованы теми, кто не учился у их авторов»35. С уходом мастера и его учеников ритмика приобретает иное содержание, форму, методы работы. Ритмисты, по-своему преломляя принципы учения Э. Жака-Далькроза, создают собственные методики. Мало где опыт мастера используется системно, со всей полнотой и точностью следования «букве» учения. Но зерно его открытия сохраняет свою несомненную ценность и по сей день.