Характерная особенность маленького барабана — особый треск, который вызывается вибрирующими струнами (возле нижней мембраны, по которой не ударяют). Именно треск этот придает дроби особую окраску. Применяют маленький барабан и без вибрирующих струн. В этом случае звук его становится похожим на звук других барабанов с туго натянутой кожей.
ПРОЧИЕ ЬЛГЛЬЛПМ II УДЛ1Ч1МЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Большой барабан с двойной кожей на цилиндрическом корпусе (вариант «большого оркестрового барабана») устанавливается перед играющим так, чтобы он мог ударять по обоим мембранам слева и справа. При этом используются различного рода палочки, а также удары рук. Следует только учесть все то, что было сказано выше об игре на ручном барабане…
Любая страна и любая национальная музыкальная культура обладают своими ударными инструментами. Их следует применять сообразно их особенностям и в соответствии с принадлежностью к определенному музыкальному стилю, но они должны быть также испробованы и во всевозможных новых комбинациях.
ШТАБШПИЛИ
Штабшпили — ударные инструменты, представляющие собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла; звук извлекается ударами палочек. Штабшпили с деревянными пластинками называются ксилофонами, с металлическими — глокеншпилями и металлофонами. Существуют ксилофоны разного рода и по-разному настроенные. Для нашей работы особенно важны сопрановые и альтовые ксилофоны. Более низкие инструменты (теноровые и басовые ксилофоны) могут обогатить и дополнить семейство ксилофонов. Среди металлических штабшпилей важнейшие — глокеншпили (сопрановые и альтовые); название «глокеншпиль» (от немецкого слова «glocke» — колокол, колокольчик) характеризует особенности звучания пластинок, сделанных из твердого металла (большей частью из никелированной стали). По той же причине и металлофоны можно было бы назвать «низкими глокеншпилями» или распространить общее наименование «металлофоны» на все штабшпили из металла. Однако название «металлофон» укоренилось за инструментами, пластинки которых сделаны из алюминиевого сплава. Звук этих пластинок темнее, мягче и отличается большой протяженностью. Металлофоны также бывают различных размеров, чаще всего двух, соответствующих диапазону сопранового и альтового ксилофона (сопрановый и альтовый металлофон).
Штабшпили, применяемые в «Шульверке» Орфа и образующие, как уже говорилось, основу инструментального ансамбля, были впервые построены в 1930 году мюнхенским мастером Карлом Маендлером по инициативе и предложению Карла Орфа.
Основной строй инструментов До мажор. Переменные пластинки (фа-диез, си-бемоль, до-диез, а по желанию и другие пластинки для получения темперированного полутонового звукоряда) предоставляют возможности для транспонирования в соседние тональности или для превращения До-мажорной настройки в другую (при одинаковом расположении пластинок); таким путем создается «транспонирующий инструмент» (более подробно речь об этом будет идти дальше). Путем дополнительного использования второго резонансового ящика с пластинками, настроенными по темперированным полутоновым ступеням (соответствующим черным клавишам на фортепиано), диатонические штабшпили могут быть трансформированы в хроматические.