Теперь настала пора подключить к работе левую руку. То, что мы изучим в этом уроке, называется «хроматические гаммы» и изучается это во всех музыкальных школах.
Сначала рассмотрим общие правила постановки левой руки. Гляньте в первом уроке классическую посадку. Левая рука смотрит локтем вниз и как бы немного выдвинута вперёд. Кисть руки должна быть как можно больше параллельна плоскости грифа гитары. Конфигурация большого пальца:
Он должен располагаться примерно посередине грифа и ни в коем случае не выходить выше или ниже его. Также очень нежелательно, чтобы он был под наклоном. Располагается большой палец примерно напротив указательного пальца левой руки.
Другие пальцы должны прижимать струны как можно более перпендикулярно плоскости грифа (как молоточки). Струна прижимается между ладовыми порожками как можно ближе к порожку, ближнему к корпусу гитары (но не к нему). Наклон пальцев допускается, но небольшой и не желателен. У профессионалов вы можете порой увидеть вообще безобразный наклон пальцев левой руки, но на это я скажу что а вы поиграйте сами лет 40, это уже выработка у профи идёт такая. Вот вам фотка:
Пальцы левой руки следует ставить на струну быстро, но не ударять с размаху по ней. Далее переходим к упражнениям. Прежде, чем играть что-то более-менее серьёзное, надо развить навыки обеих рук. Многие самоучки играют криво только лишь по той причине, что или не знали, или игнорировали подобные упражнения на развитие. Итог – заброшенное обучение или кривая глупая игра. Хроматической называется такая гамма, в которой ноты играются через интервал в половину тона, то есть играются ноты друг за другом на каждом ладу. Перейдём сразу к упражнениям. Сначала вникните в очередное упражнение а затем его играйте.
Первое упражнение: «Хроматические гаммы на всех струнах от пятого лада».
Я даю его табулатуру только для первой струны. Но играть вы его будете на всех струнах. Как оно играется. Сначала вы ставите указательный палец на 5й лад на 1ю струну. Затем правой рукой играете по первой струне поочерёдно указательным и средним пальцами, начиная с указательного, 4 раза. После того как сыграли, прижимаете средним пальцем левой руки струну на 6м ладу и снова играете. При этом указательный палец не снимается со струны с 5го лада. Как вы видите, снимать его и не надо – средний палец стоит впереди. После того как сыграли средний палец, ставите безымянный на 7й лад. Играете. Затем мизинец на 8й лад. Играете. При этом предыдущие пальцы не снимаются, то есть, когда вы придёте к 8му ладу, у вас все 4 пальца будут стоять каждый на своём ладу.
Дальше обратный ход: снимаете мизинец с 8го лада (остальные 3 при этом на своих местах: безымянный на 7м, средний на 6м, указательный на 5м) и играете 4 раза как и раньше играли. Дальше снимаете безымянный с 7го лада, снова играете. Вобщем я думаю вам понятен принцип.
Посмотрите видео, чтобы понять суть:
Видеозапись первого упражнения (1 струна)
Я снял на видео только 1ю струну, но вам нужно будет сыграть это упражнение на всех струнах сначала дойдя до 6й струны, затем – спускаясь обратно до 1й. Когда будете играть на верхних струнах, кисть руки надо будет как бы выдвинуть вперёд – это видно на фотографии выше где я как раз ставлю пальцы на одну из верхних струн.
Второе упражнение: «Хроматические гаммы на всех струнах от четвёртого лада».
Оно в точности такое же, как и первое, но с усложнениями: — играем от 4го лада — сначала указательный на лад не ставим, а играем неприжатую струну — играем пальцами правой руки только 2 раза а не 4 как раньше Играть на всех струнах! Видеозапись второго упражнения (1 струна)
Третье упражнение: «Хроматические гаммы на всех струнах от третьего лада». — играем от 3го лада — играем 2 раза правой рукой Видеозапись третьего упражнения (1 струна)
Четвёртое упражнение: «Хроматические гаммы на всех струнах от второго лада». Изменения: — играем от 2го лада — каждым пальцем только 1 раз Видеозапись четвёртого упражнения (1 струна) Пятое упражнение: «Хроматические гаммы на всех струнах от первого лада». Самое трудное упражнение. Трудности будут с растяжкой. Особо не напрягайтесь, чтобы не вывести левую руку из строя. Всё, как и в предыдущих упражнениях, только играть вы можете либо 1 раз на каждый лад, либо 2 раза, или даже 4, в зависимости от своих ощущений. Не пренебрегайте отдыхом. Видеозапись пятого упражнения (1 струна)
В заключение хотелось бы сказать, что, не смотря на то, что на видеоаписях я показывал игру только на первой струне, сыграть все упражнения вы должны на всех струнах. При игре используйте все правила игры, которые вы изучили до этого урока. Очень важно: не смотря на то, что урок этот кажется небольшим, он очень важный и сложный. Думаю, что на освоение всех этих упражнений должно уйти около 10-14 дней как минимум. Лучше не торопиться и как следует их проработать. После того, как стало нормально получаться всё вышеизложенное, переходите к следующему уроку, но не раньше. Под «нормально получаться» имеется ввиду умение сыграть последнее упражнение более-менее прилично. Не стоит конечно добиваться идеального исполнения – всё равно пока что это не получится. Да, кстати, старайтесь играть равномерно. А теперь немного теории. Разберёмся с понятием «длительность ноты». Нота может быть целой, половинной, четвертной, восьмой и т.д. Сначала вам наверно эта тема покажется запутанной, и оно неудивительно – длительность нот – это такая штука, которая осознаётся с пониманием её, а понимание приходит со временем, с опытом. Вы знаете, что такое проценты? Это относительная величина, то есть нельзя сказать, чему равно например 45%, потому что 45% — это часть от чего-то, а это «чего-то» может оказаться размером или с молекулу, или со слона. То же самое с длительностями нот – нельзя сказать, чему например точно равна длительность целой ноты. Длительность ноты – величина относительная и ничему конкретно не равняется. В музыкальных произведениях имеется понятие «темп». Он может быть быстрый, медленный, средний и так далее. Для каждого произведения задаётся свой темп и он пишется словом в начале нот. Например «быстро», «умеренно быстро», или «оживлённо» и т.д. Относительно этого темпа исполнителем задаётся длительность нот. То есть целая нота в темпе «быстро» будет звучать короче, нежли тоже целая нота в темпе «медленно».
Чтобы это лучше понять, представьте себе, что целая нота – это 100% одного такта. Вот она на рисунке:
Запомните, как выглядит целая нота – пустой овал. Целая нота – это 100% такта в нашем случае и она длится весь такт. Далее она может поделиться на 2 половинные ноты:
Каждая из них длится 50% времени такта, вместе – 100%, то есть весь такт. Ставится в виде пустой (незакрашенной) ноты со штилем.
Делим дальше – четвертная нота:
Рисуется в виде закрашеного овала со штилем. Она равна по длительности такта.
Восьмая нота :
Ну вобщем я думаю принцип вы поняли. Дальше идёт деление на
,
и так далее.
Вспомните урок про размер такта. Размер такта – это сумма длительностей нот, которые в него входят. Например, пусть размер будет . Тогда в него можно поместить к примеру 4 ноты длительностью
. Или же 2 ноты по
.
Пусть для примера размер такта . Тогда в этом такте можно уместить например 3 ноты
, или же 1 ноту
+ 1 ноту
. Это чистой воды арифметика. Сумма длительностей нот внутри такта должна быть равна размеру такта. Всё на самом деле просто, главное это понять, осознать, почувствовать.
Если вы видите рядом ноты и
, значит нота
должна звучать в 2 раза дольше, чем нота
. И тому подобное.
P.S. По поводу направления штиля у нот. В гитарной нотной записи у нот, которые играются как бас (чаще всего на верхних 3х струнах), обычно штиль направлен вниз. У мелодических нот (чаще всего нижние 3 струны) штиль рисуется к верху.
Дата публикации: 25.08.2007
Прочитано: 55871 раз