■ Убедитесь, что вокалист (и вы) правильно использует микрофон. Вокалист должен .держать микрофон в стабильном положении, а еще лучше — закрепить микрофон на стойке. Нельзя касаться сетки головки микрофона.
■ Как правило, микрофон должен находиться на расстоянии 7-10 см от рта певца (рис. 6.12). В зависимости от стиля исполнения вокалиста или по иным соображениям, например для лучшей записи отраженного звука, может понадобиться отодвинуть микрофон на несколько дюймов. Для придания звука большей глубины и сочности придвиньте микрофон немного ближе, чтобы целенаправленно использовать эффект близости.
■ Вам придется иметь дело со взрывными звуками и сибилянтами (шипящими звуками), которые создаются в процессе дыхания при обычной речи, — повышенным фоном высокочастотных шипящих и свистящих звуков — с, щ, ф и других аналогичных согласных. Поп-фильтр, известный также под названием “поп-экран” (рис. 6.13), стоит совсем недорого; он поможет устранить эффект взрывных звуков, а для избавления от сибилянтов — шипящих звуков, характерных для согласных типа “s” — нужно попросить исполнителя дышать чуть в сторону от микрофона.
Рис. 6.12. Вокалист должен держать микрофон ближе ко рту; для ослабления взрывных звуков и сибилянтов (шипящих звуков дыхания) используйте поп-фильтр
При одновременной записи нескольких певцов лучше каждому из них дать отдельный микрофон, а если это невозможно, выбрать микрофон с более широкой диаграммой направленности. При записи концертного выступления ненаправленный микрофон — это не лучший вариант; в этом случае лучше подойдет кардоидный микрофон с широкой диаграммой направленности.
Ключевым вопросом записи акустического пианино является запись звука всех струн диапазона звучания инструмента и одновременное подавление звуков, сопровождающих нажатие клавиш и педалей.
Рис. 6.13. Недорогой поп-фильтр эффективно ослабляет взрывные звуки в вокальном исполнении и пульсации воздуха в инструментальной записи. Здесь показан микрофон Sennheiser MZP40 (публикуется с любезного разрешения компании Sennheiser Electronic Corporation,)
Предпочтение отдается конденсаторным микрофонам; одним из них может быть граничный микрофон, закрепленный на крышке концертного рояля. Рояль лучше любого другого музыкального инструмента подходит по звуковому диапазону для записи с помощью высококачественного конденсаторного микрофона; это особенно справедливо для сольного исполнения.
Поскольку широкий спектр звука рояля формируется в результате внутренней реверберации и ответных резонансных колебаний струн, не нужно размещать микрофоны слишком близко к струнам. Отодвиньте их, по крайней мере, сантиметров на пятнадцать, чтобы звуки отдельных струн были сбалансированы звуком резонансной деки (рис. 6.14). В идеале, для того чтобы охватить струны всего диапазона, требуются всего два микрофона (при записи звука пианино просто откройте его верхнюю крышку).
Рис. 6.14. Типичный вариант размещения двух микрофонов вплотную к роялю. Возможны и другие варианты, например разместить микрофоны ближе к резонансным отверстиям, передвигая их по краю крышки рояля, или даже отодвинуть их от рояля, направив на его крышку