Технология коррекции высоты тона получила широкое распространение в студиях звукозаписи, что вызвало оживленную полемику. Чрезмерное использование автоматической коррекции высоты тона, возможность которого нельзя исключить, усилило жалобы на неестественное звучание и “безвкусную” режиссуру современных композиций поп-музыки. Выдающееся исполнение часто не вяжется с ванильно-приторной “правильноетыо” настройки лада современных композиций. Исполнители классических произведений часто ударные ноты чуть-чуть завышают, а безударные — чуть-чуть занижают, в то же время в рок-музыке, джазе и музыке в стиле блюз тончайшее искусство модуляции высоты тона применялось издавна. Недостаточная или, наоборот, чрезмерная коррекция высоты тона лишает музыку качеств, которые вызывают наслаждение ею у слушателя. Важно помнить о том, что коррекция высоты тона, как и любые другие эффекты (будь то коррекция амплитудно-частотной характеристики, компрессия, реверберация и задержки), не может превратить посредственное исполнение в великолепное. (Если вы на самом деле хотите кардинально изменить характер звучания звукозаписи, то единственный инструмент, способный сделать это, — вокодер.) Хотя в разумных дозах коррекция высоты тона экономит время звукозаписи и спасает хорошие записи, устраняя дефекты.
Подавление помех/восстановление качества звука
Существуют разнообразные способы удаления помех из звукозаписи. Можно вручную удалить все щелчки с помощью аккуратного, вплоть до отдельной выборки, редактирования цифровой звукозаписи соответствующим инструментом, хотя это трудоемкий процесс. Можно снизить уровень шума и свиста с помощью фильтров, но при этом неизбежно произойдет и изменение спектра полезного сигнала, который хотелось бы сохранить. Устранить широкополосный шум можно с помощью порогового шумоподавителя, но он не способен подавить шумы, наложившиеся на полезный сигнал.
Подключаемые модули восстановления качества сигнала и процессоры-шумоподави-тели, применяемые для устранения типичных помех звукозаписи, предназначены для решения этих проблем в режиме реального времени. Для этого используется комбинация специальных методов и ряда ранее упомянутых типовых процессоров, приспособленных для этой цели. Эти инструменты позволяют справиться со следующими проблемами.
■ Широкополосный шум. Специализированные инструменты подавления шумов удаляют звуки типа звуков дыхания, жужжания флуоресцентных источников света, шипения и другие шумы. Для этого используется технология шумоподавления на базе алгоритма быстрого преобразования Фурье, позволяющая идентифицировать шум по его спектральному составу. Некоторые процессоры делают выборку шума с участков звукозаписи, на которых отсутствует полезный сигнал и записаны только фоновые шумы; достаточно выделить участок звукозаписи, на котором записан только фоновый шум, и подать команду sample или learn, и встроенный модуль устранения помех удалит эту составляющую сигнала из звукозаписи.
■ Щелчки, треск и хруст. Треск и хруст аналоговой природы, вызванные частицами пыли в канавках грампластинки, или щелчки цифровой природы и другие импульсные помехи относятся к категории переходных помех. Для их устранения используются специальные цифровые фильтры (pop-filter), работающие в режиме реального времени. Одни из них практически не требуют вмешательства пользователя, а другие требуют, чтобы пользователь указал зону, в которой находятся импульсные помехи.