Знание основных понятий музыкальной теории позволит вам более легко и однозначно общаться и обмениваться идеями с другими музыкантами и гитаристами… С другой стороны, это знание может сделать вас более самостоятельным, поскольку даёт вам возможность решать многие музыкальные проблемы логически, как только они появляются…
Оригинал: Creative Guitar 1: Cutting Edge Tech by Guthrie Govan
От переводчика
Эта колонка становится традиционной. Во-первых, не пугайтесь, глава вторая будет выложена. Она следующая в очереди. Просто так получилось из-за некоторых обстоятельств, которые я не хотел бы объяснять публично. В общем, надеюсь на ваше понимание, и извините, что так не по порядку получилось.
Во-вторых, по самой статье. Я взял на себя смелость добавить кучу ссылок на википедию. Рекомендую изучать статью следующим образом: прочитать саму статью, пропуская все, что непонятно. Попытаться применить знания. Прочитать, ссылки на википедии, пропуская все что непонятно. Снова попытаться применить то, что узнали. После этого уже разбираться с тем, что осталось не понятым.
Как подходить к теории
Многие гитаристы всячески стараются избегать знакомства с музыкальной теорией. Может быть, из-за сухого и равнодушного её изложения во многих книгах (и, разумеется, многими учителями) или, может быть, просто потому что мы более ленивы чем другие музыканты! Не важно какова причина, но я хочу сделать несколько важных комментариев относительно теории.
Знание основных понятий музыкальной теории позволит вам более легко и однозначно общаться и обмениваться идеями с другими музыкантами и гитаристами, что может склонить вас к участию в концертах и выступлениях. С другой стороны, это знание может сделать вас более самостоятельным, поскольку даёт вам возможность решать многие музыкальные проблемы логически, как только они появляются, вместо того, чтобы оставлять их на «гитарный-урок-в-конце-месяца».
На длинной дистанции понимание того, как устроены лады и аккорды, сэкономит вам кучу времени. Например, допустим, что вы подбираете гармоничную гитарную партию к новой песне. Вы можете извлекать разные ноты наугад, пока не найдёте те, которые звучат «в тему» или вы можете определить лад, который соответствует гармонии песни и с первого раза получить то, что будет звучать хорошо. Или, скажем, вы только что подобрали новый лик с CD — если вы немного знаете теорию, то она поможет вам понять почему этот лик в данной песне хорошо звучит, не говоря уже о том, что даст понимание того, где ещё вы сможете применять эту идею.
Порой я встречаю людей, которые утверждают, что у них есть свой естественный стиль, который они сами выработали. Они не хотят учиться «правильно», потому что это убьёт их стиль и сделает их звучание таким же как у всех остальных.
Истоки подобной философии находятся где-то в коровьем кишечнике. Понимание того, что ты делаешь это всегда правильно, не важно гитарист ты или нейрохирург. Например Стив Ваи, не важно нравится он вам или нет, «не смотря на то» что знает кучу аккордов и играет «с листа» создал один из самых инновационных стилей, который не похож ни на один другой в истории рок-гитары.
Если вы знаете основные правила, то это ваш выбор думать о них или нет в какой-то момент. Понимание того что именно вы делаете — это не жуткое проклятье высасывающее жизнь и естественность из вашей игры; опять же, понимание новых элементов музыки в конечном счете отложится в вашем подсознании и вы обнаружите, что используете эти вещи на уровне инстинктов, точно так же, как и все то, что изучали до этого. Короче говоря, есть такое выражение «изучить, чтобы забыть».
Подходит и другое выражение: «Вам нужно изучить правила, чтобы нарушать их». Тоже хорошая точка зрения — все музыканты «перевернувшие» музыку в своё время, от Баха до Чарли Паркера получали особое удовольствие нарушая правила. Они сделали музыку гораздо богаче, но нужно понять, что эти ребята никогда не сделали бы этих изменений, если бы сначала не изучили признанную теорию.
«А что насчет самоучек вроде Джими Хендрикса и Эдди Ван Халена?» — слышу я ваше восклицание. Я допускаю, что они не смогли бы объяснить что они делают в терминах музыкальной теории, но у них была твёрдая основа из стилей их предшественников, и эта основа состояла из набора правил, которые уже можно было нарушать.
Здесь есть ещё один момент: вышеупомянутые гитаристы-самоучки были одарены природой невероятно хорошим музыкальным слухом. Люди с хорошими от рождениями музыкальными способностями могут развить хорошее понимание теории основываясь только на том, как звучат разные вещи. В самом деле, многие гитаристы обучавшиеся по слуху, инстинктивно применяют Миксолидийский лад, когда слышат доминантный аккорд, даже не понимая что значат эти два слова. Теория помогает менее одаренным людям развить у себя подобные музыкальные «инстинкты». В принципе, даже если у вас отличный слух, подумайте над тем, что изучение своего инструмента это постоянный и бесконечный процесс — всегда есть чему ещё научиться, а для вас изучение будет гораздо более быстрым, поскольку вы уже имеете представление, как все это звучит на деле!
Самое важное, что я хотел бы отметить это то, что теория является средством достижения цели, но не самоцелью. Я согласен, что слушать как какой-то гитарист по десять часов в день отрабатывает гаммы и ничего другого не умеет это очень грустно, и это хороший пример того, как люди упускают главное в теории, а поэтому и не умеют применять её. Виновата ли в этом сама теория? Я думаю, нет!
Игра с листа
Про игру с листа можно написать отдельную книгу. В этой недостаточно места для всестороннего рассмотрения этой темы, но я попытаюсь объяснить основные принципы на следующих страницах. Что ж, самое время поставить чайник…
Тон
Музыка записывается на пяти параллельных нотных линейках, вместе называемых нотным станом или нотоносцем. Ноты обозначаются точками расположенными на самих линейках или между ними, и, чем выше тон ноты, тем выше она находится на нотном стане. Если тон слишком высок или слишком низок, чтобы «уместиться» на нотном стане, то к нему добавляются короткие добавочные линейки. Чтобы обозначить какие именно тона соответствуют определенным линейкам и промежуткам, в начале нотного стана находится ключ. Музыка, которая создана для инструментов с высоким звучанием, записывается со скрипичным ключом, в басовой музыке, что вполне логично, используется басовый ключ. Гитарная музыка записывается со скрипичным ключом, но с оговоркой, что ноты на самом деле звучат на октаву ниже, чем записаны (считайте, что последняя фраза просто интересная мелочь, и пока не «заморачивайтесь» на ней особо).
Ниже приведена схема того, как некоторые ноты извлекаемые на гитарном грифе, отображаются на нотном стане. Обратите внимание на то, как я сумел избежать неуклюжих добавочных линеек для самых высоких нот, записав их октавой ниже и добавив 8va над нотоносцем.
Пример 1
Вы уже могли заметить почему гитаристы избегают играть с листа — нотный стан показывает какие ноты играть, но не содержит информаци где их играть. Звук открытой первой струны, например, можно сыграть в пяти других местах на грифе, тогда как, на пианино каждой ноте соответствует только одна клавиша.
Поэтому игра с листа для гитаристов менее естественный процесс, чем для клавишников. Каждый раз, когда мы разбираем произведение, мы определяем общую тональность произведения и выбираем место на грифе, в котором все соответствующие ноты будут легко доступны.
Кстати, если вы изучаете чтение нот по книге написанной для классической гитары, то, скорее всего, в ней рекомендуется начать обучение с открытой позиции (конец грифа, который ближе к голове), и постепенно продвигаться дальше по грифу. Для электро-гитары я рекомендую начать где-нибудь между пятым и седьмым ладами. Игра в этой части грифа позволит добиться звучания более похожего на «настоящую» электрогитару и даст наиболее широкий диапозон нот из этой позиции — то есть вы сможете двигаться как вверх, так и вниз по грифу, в отличие от позиции у головы, из которой вы можете двигаться только вверх.
В схеме, как вы заметили, я не использовал нот с диезами и бемолями. Это потому, что у них «нет своего места» на нотоносце; они обозначаются дополнительными символами — случайными знаками альтерации (диез (♯) и бемоль (♭)) перед символом ноты. Когда знак альтерации добавляется к определённой ноте, то он применяется и ко всем последующим таким нотам в рамках такта. Чтобы отменить диез или бемоль применяется другой знак альтерации — бекар (♮). Другие знаки альтерации, которые могут вам встретиться это дубль-диез () и дубль-бемоль (
). Они очень мало распространены, и, вероятно, вы будете озадачены зачем они вообще нужны (поскольку, Фа с дубль-диезом звучит точно также, как Соль-диез). Всё это станет ясно чуть позже, в разделе о ладах, поэтому без паники. А пока, приведу несколько примеров знаков альтерации:
Пример 2
Как вы уже, наверное, догадались, ключ к беглому чтению нот это знание названий всех нот на грифе. Большинство гитаристов довольно хорошо знают все ноты на струне «Ми», но их знания о других струнах довольно обрывочны. Чтобы исправить этот недостаток, можно выполнять хорошее упражнение: записывать на лист случайные ноты, а потом пытаться найти их на каждой струне. Ниже на картинке изображена схема расположения всех нот на грифе до 12-го лада.
Пример 3
Сейчас вы уже подошли к этапу, на котором сможете расшифровать ноты любого записанного музыкального фрагмента. Единственное, что я ещё не затронул, это ключевые знаки альтерации. По некоторым причинам, которые станут ясны позднее, когда мы будем поближе рассматривать лады, количество нот с диезами и бемолями в музыкальных фрагментах сильно зависит от того, в какой тональности написан этот фрагмент, например, в тональности Ре-мажор вы часто будете встречать фа-диез (F♯), но редко фа (F♮). Ключевые знаки показывают какие ноты должны всегда быть повышены (диезами) или понижены (бемолями) в данном ключе, они указываются все вместе сразу после ключа, это позволяет нотной странице выглядеть более понятной. Ниже список всех ключевых знаков:
(картинка убрана, поскольку в оригинале в ней были опечатки, через некоторое время я поставлю новую, пока посмотрите на википедии, например, ссылка ниже)
Сможете догадаться почему я расположил ключи в таком порядке? Эта схема называется квинтовый круг, и она очень важна для музыкальной теории, поскольку в ней похожие ключи располагаются друг за другом, и рядом друг с другом. То есть, тональность Соль отличается от тональности До или Ре только одним диезом.
Если, к примеру, вы посмотрите на ноты, написанные в тональности Ре-мажор, то увидите два знака диеза рядом с ключом. Они означают, что каждый раз, когда вы встретите в нотах Фа или До, в любой октаве, вы должны играть их как Фа-диез или До-диез, если только к данной ноте не приписан знак бекар.
Вот, практически, и все, что вам нужно знать о том, как находить ноты на грифе. Обычно, лучшим подходом будет начать с определения тональности музыки, после этого выбираете подходящую для этого лада аппликатуру и просто передвигаетесь по нотам вверх и вниз в рамках выбранной аппликатурной модели, вместо того, чтобы пытаться найти каждую ноту отдельно. Во второй книге, в разделе, посвященном переменному штриху, вы найдёте много упражнений на эту тему. Когда вы разберёте какой-нибудь музыкальный фрагмент, то попробуйте сыграть теже самые ноты, в другой части грифа, изменив аппликатуру, это даст вам очень хороший опыт (не говоря уже о том, что избавит от соблазна «мухлевать», поскольку у вас не будет возможности свериться с табулатурой!). Если вы потратите достаточно времени, отрабатывая этот навык, то поймёте, что хорошие ноты полезнее табулатуры. Табы это просто инструкция для левой руки, тогда как ноты дают понимание сути музыки в терминах музыкальной теории.
Ритм
Ещё одно серьёзное преимущество нот перед табами состоит в том, что ноты показывают, не только высоту звука, но и ритм. Когда вы топаете ногой в такт музыке, то отмеряете основные доли, и обычно, каждые несколько долей слышна точка, в которой цельный ритмический шаблон — такт — словно завершает круг и начинается с начала. Количество долей в такте называется музыкальным размером, он указывается в самом начале нотоносца, сразу после ключа и ключевых знаков. В любых нотах вы можете увидеть вертикальные линии, они называются тактовыми чертами и разделяют музыкальный отрывок на такты.
Вы заметите, что музыкальный размер обозначается двумя числами, одно над другим, как в дроби. Верхнее число определяет ритмическую форму музыки, а нижнее — как записываются доли. Говоря более точно, верхнее число это количество долей в каждом такте, а нижнее число это относительная музыкальная длительность каждой доли.
Для начала давайте рассмотрим самые распространенные длительности нот. Говоря простым языком, в зависимости от того, как долго звучит нота, её нужно по разному рисовать. Для пауз разной длительности тоже существуют разные символы. Посмотрите на пример ниже.
Пример 5
За каждой нотой в схеме следует вполовину более короткая, а в для названий в качестве точки осчета берётся длительность такта 4/4 (безусловно, самый распространённый размер в популярной западной музыке).
Обычно группу коротких нот объединяют общим ребром, это позволяет сделать более понятным, где начинается доля. Сравните примеры.
Пример 6
Не правда ли, с рёбрами запись более удобочитаема?
Мы описали длительности кратные двум, но иногда нужно вместить три ноты в то время, за которое обычно играется две. Для этого используется такая нотация:
Пример 7
Вторая половина каждого такта в этом примере иллюстрирует ритм три-за-время-двух. Конечно, музыкальные произведения обычно более сложны, чем в примере, но вы удивитесь тому, как много музыки можно описать с помощью тех длительностей, которые мы уже изучили.
Другие понятия нотной записи, с которыми вам нужно ознакомиться (пожалуйста, потерпите ещё немного, мы почти закончили) это мелизмы, залигованные ноты и ноты с точкой. Следующий пример иллюстрирует эти понятия:
Пример 8
Теоретически, мелизмы вообще не имеют длительности — они играются так быстро, как это возможно, сразу переходя в полноценную ноту, которая за ними следует (с точки зрения гитары, вы извлекаете мелизм, а потом хаммером, слайдом или бендом переходите к основной ноте).
Чтобы сыграть группу нот, объединенных лигой, вы извлекаете первую ноту и оставляете её звучать всё суммарное время нот объединенных лигой. В предыдущем примере общая длительность звучащей ноты равна полутора долям. (Странно, но Гован не указал, что связующая лига относится только к одинаковым по высоте нотам. Лига, которая объединяет разные по высоте ноты называется фразировочной и встречается очень часто. Такие ноты играются связно, одной фразой, например, пуллами и хаммерами. — прим. переводчика).
Последняя нота в примере отмечена точкой после головки. Это увеличивает длительность ноты на 50%, то есть, если четвертная нота звучит в течение одной доли, то четвертная нота с точкой звучит полторы доли. Иногда после ноты можно увидеть более одной точки. Каждая из них добавляет к ноте половину того, что добавляет предыдущая, то есть две точки после четвертной ноты удлинняют её длительность на три четверти доли, три точки добавляют семь восьмых от доли, и так далее.
Ключом к умению чтения ритма с нот является способ, которым вы считаете время. Представьте равномерный счет «1, 2, 3, 4» на каждый такт, каждая цифра считается на долю и, соответственно, на клик метронома. Сыграйте нижеприведённый пример считая подобным образом, звучание каждой ноты начинается под соответствующую цифру. (Говану хорошо говорить, four произносится одним слогом, нам приходится произносить четыре, например, как чты — прим. переводчика).
Пример 9
Если вы играете восьмые ноты, то вам нужно считать «раз-и-два-и-три-и-четыре-и…». Числа произносим так, как в предыдущем примере, и добавляем «И» точно между ними.
Пример 10
Если шестнадцатые ноты показали свои уродливые головы, то вам нужно заполнять промежутки между долями и нашими «И». Можно считать, например, так «раз-а-и-да-два-а-и-да-три-а-и-да-четыре-а-и-да» (в оригинале «1 e and a 2 e and a 3 e and a 4 e and a…»). Читатели знакомые с математикой заметят, что этот процесс похож на фракталы — деление вдвое при уменьшении «масштаба».
Пример 11
Триоли можно считать «раз-и-да-два-и-да…», растягивая слова так, чтобы они равномерно заполняли доли, как на рисунке внизу.
Пример 12
Если длительность ноты в триоли больше восьмой, то получается, всё равно, практически то же самое. Посмотрите и попытайтесь разобраться в примере, здесь 3 над нотами это сокращение для «три эти ноты втиснуты во время, которое обычно отводится на две такие ноты».
Пример 13
В каждом из вышеприведённых примеров важно держать ровный и точный счет, он является основой и указателем для того, когда вам нужно играть ноты. Как и в то время, когда вы учились читать слова, вам, наверняка, будет проще для начала считать вслух. Через довольно короткое время, счет станет для вас естественным и приобретёте умение чувствовать счет, не произнося его.
Ещё одно сходство с обучением чтению состоит в том, что когда вы изучаете музыку, вы разбираете ритм нота за нотой, как тот, кто учится считать, пытается разобрать каждое слово отдельно, произнося вслух букву за буквой и повторяя эту серию звуков быстрее, пока не будут звучать похоже на слово. Через некоторое время, многие распространённые шаблоны станут для вас привычны и вы сможете обрабатывать информацию большими кусками. Когда вы читаете слово яблоко, вы узнаёте образ слова, а не читаете каждую букву отдельно. Поэтому вы часто не замечаете опечаток, но можете усваивать информацию быстрее, что позволяет вам сосредочиться на смысле написанного. То же самое и с ритмом — немного попрактиковавшись вы сможете узнавать распространённые шаблоны ритмов и вам не нужно будет силиться их понять или разобрать.
Итак, думаю я охватил основные темы. Если вы рассмотрите музыку в этой книге и сравните это с тем, что слышите в аудиопримерах, то начнёте улавливать как всё это устроено. Остальное — практика.
Тем не менее, не решенным остался вопрос «Важно ли уметь играть с листа?». Я считаю, что вы можете быть настолько музыкально неграмотными, насколько хотите, и все равно узнать много полезного из этой книги, поскольку, я постарался изложить все максимально подробно и, к тому же, с книгой идут аудиопримеры, в которых показано, как что звучит.
Тем не менее, понимание основ записи музыки очень разнообразные возможности — вы можете учиться по музыке записанной для других инструментов (две моих самых удачных находки это Omnibook Чарли Паркера и «Сонаты и партиты для скрипки соло» И. С. Баха, обе они написаны не для гитаристов). Кроме того, вы обнаружите, что нотная запись это отличный способ объяснить свою идею людям, играющим на других инструментах, такой способ общения сэкономит вам очень много времени и нервов.
И наконец, точно так же как умение читать дает вам несравнимо больше перспектив в поиске работы, представьте волнующий и полезный опыт чтения вашей партии прямо на концерте, даже не зная заранее аранжировки и других людей в группе. Возможно вы иногда слышали, как кто-то говорит, что нотная грамота это уныло, бессмысленно или «не слишком рок-н-ролльно», но обычно люди которые так думают, это те, кто с нотной грамотой не знакомы. Чтение нот может очень помочь вашему развитию, как гитариста, так что не позволяйте никому вам мешать.