Диапазон регулировки частотной модуляции составляет от 0 до 16 383, а не от 0 до 127 (прочитайте раздел “128 — это не предел”). Поскольку такой диапазон регулирования обеспечивает заведомо избыточную точность, в некоторых программных инструментах ради удобства используется “грубая” регулировка — в диапазоне от 0 до 127.
В ряде музыкальных программ график изменения параметра высоты тона отображается в диапазоне 0-127 с центром в точке 64, которой соответствует отсутствие изменения высоты тона. Чаще всего вы увидите график изменения значений этого параметра в диапазоне от -63 до +64 с центром в точке 0. Если в используемой вами программе график изменения этого параметра отображается в диапазоне 0-16 383, то максимальному сдвигу высоты тона вниз соответствует значение -8191, а максимальному сдвигу высоты тона вверх соответствует значение 8192, опять-таки, центром является точка 0 (рис. 8.18).
Параметр aftertouch
\
Некоторые клавиатуры оснащены датчиками, измеряющими силу, с которой исполнитель, нажав клавишу, удерживает ее. Давление на нажатую клавишу в процессе звучания ноты характеризуется параметром aftertouch (послекасание) (другие названия того же параметра — key pressure и channel pressure). Клавиатура генерирует MIDI-сообщения типа aftertouch при удерживании клавиши нажатой после того, как нота сыграна. Параметр aftertouch обычно используется для добавления эффекта вибрато или инициализации фильтра синтезатора, придающего звуку большую выразительность.
MIDI-сообщения aftertouch делятся на два типа: channel pressure и polyphonic pressure. Если клавиатура оснащена одним датчиком давления на клавиши, который проложен под всеми клавишами, клавиатура передает MIDI-сообщение типа channel pressure. Если все клавиши клавиатуры оснащены отдельными датчиками давления на клавишу, то клавиатура передает MIDI-сообщения типа polyphonic pressure. В такое сообщение наряду с информацией о силе давлении на клавишу включается и номер клавиши. Клавиатура с индивидуальными датчиками давления на клавиши сложнее и дороже, поэтому такими датчиками оснащены далеко не все клавиатуры. Чтобы выяснить, способен ли программный или аппаратный инструмент реагировать на MIDI-сообщения типа polyphonic pressure (или, если на то пошло, MIDI-сообщения типа channel pressure), обратитесь к руководству, прилагаемому к используемому вами оснащению.
Если в вашей установке реализуется регулировка типа polyphonic aftertouch, вы можете при исполнении аккорда нажать одну из клавиш сильнее, чтобы добавить эффект вибрато в звучание одной из нот.
Рис. 8.18. Изменение высоты тона ноты задается специальным MIDI-сообщением. При вращении колеса регулятора генерируется последовательность MIDI-сообщений, пример которой показан на этом рисунке в таблице слева. Когда колесо находится в нейтральном положении, высота тона не изменяется (1). Вращение колеса вниз (2) вызывает плавное снижение высоты тона, а вращение вверх (3) — плавное повышение высоты тона
Сообщения типа control change
MIDI-тсхнология обеспечивает дополнительные возможности регулировки посредством MIDI-сообщений типа control change (СС). MIDI-сообщениям control change присваиваются номера в диапазоне от 0 до 127 (уже знакомый нам диапазон). Назначение некоторых из этих номеров жестко закреплено. Например, педали удержания звука в стиле классического пианино обязательно присваивается номер СС 64, а колесу амплитудной модуляции — номер СС 1. Номер СС 7 используется для главного регулятора уровня сигнала. Назначение остальных номеров СС не регламентировано жестко в спецификации MIDI-стандарта; в одних MIDI-устройствах они просто не используются, в других они имеют несовпадающее назначение (табл. 8.1).