Учитель, вступая во взаимодействие со своим учеником, должен уметь отслеживать как свои исходные установки, так и установки своего ученика, которые в значительной мере будут влиять на стандартизированные содержание и методы обучения, давая в каждом конкретном случае свой особый результат.
Помимо указанных двухсторонних позиций и примыкающих к ним трехсторонних типа «Я хороший — Ты хороший — Они плохие» и их различных вариантов, Э. Берн ввел в широкую психологическую практику структурные диаграммы, объясняющие процесс взаимодействия двух людей в терминах трансакционных реакций. Э. Берн в разработанной им концепции исходит из того, что в каждом человеке имеется три состояния его Я — «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Состояния Родителя аналогичны тем, которые каждый человек в детстве наблюдает у своих родителей. Это требования соблюдения социальных норм и правил, принятых в данной общественной среде.
Состояния Взрослого включают в себя процессы объективной переработки информации исходя из внутренних потребностей и необходимости требований внешнего социального окружения.
Состояния Ребенка несут в себе воспоминания и образы действия, которые были характерны для данного человека, когда он был маленьким ребенком.
Личность человека может быть как зрелой, так и незрелой в социальном отношении. В незрелой личности ее действиями руководит Ребенок, выражающий чаще всего эгоистические желания, идущие вразрез с логикой здравого смысла и нормами социальных приличий. Зрелые люди управляют своим поведением с позиции Взрослого, способного примирить желания Ребенка с требованиями Родителя.
Когда два человека вступают во взаимодействие, то они обращаются друг к другу из различных состояний своего Я. При параллельных трансакциях процесс коммуникации считается взаимно дополнительным и протекает гладко. Но если трансакции пересекаются, то это означает возникновение конфликтной ситуации (рис. 9).
рис. 9
В первом случае ученик может спросить учителя: «Как правильно пишется это слово?» В ответ учитель четко по слогам произносит нужное слово. Во втором случае на вопрос ученика: «Будет ли у нас на следующем уроке контрольная?» учитель отвечает: «Надо быть внимательным. Я об этом объявил в начале урока». Такой ответ может обидеть ученика, и он никогда уже ни о чем не спросит учителя.
Как показывают специальные психологические исследования, успешность, с которой ученик осваивает учебные предметы в школе, во многом зависит от его самооценки. Успехам в обучении сопутствует высокая, но не завышенная самооценка учеником самого себя и своих возможностей, его убежденность в том, что он является значимой личностью для окружающих. О важности высокой самооценки мы уже упоминали, говоря о проблеме личности в психологии. Здесь же добавим, что для формирования у своего ученика высокой самооценки работа учителя должна быть направлена на развитие у него:
— позитивных представлений о самом себе;
— способностей к самопониманию и самоосознанию;
— готовности взять ответственность на себя в ситуации морального выбора;