Музыкальная психология стр.184

Формирование мотивации в обучении

Как бы ни было велико значение хороших межличностных взаимоотношений учителя с учеником, но, вероятно, еще большее значение имеет наличие внутренней мотивации процесса познания того или иного предмета. Психологические исследования мотивации достижения связаны с именами американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Макклелланда, которые установили, что данный мотив складывается из двух видов мотивации — стремления к успеху и избе гания неудачи. Первый вид мотивации оказался характерным для семей, исповедующих демократические принципы воспитания, при которых высокие требования родителей к своим детям сочетаются с мягкостью и теплотой в общении. Мотив избегания неудачи не ведет к таким высоким достижениям, как мотив стремления к успеху, и чаще всего он встречается у детей, выросших в семьях, в которых родители осуществляют жесткий надзор и директивную опеку каждого шага своих детей.

Если человек показывает низкий уровень стремления к успеху, то это стремление может быть усилено за счет специального тренинга, который включает в себя:

—    самоанализ, нахождение в себе сильных и слабых сторон;

—    поиск собственного эго-идеала на примере людей, добившихся общественного признания;

—    формирование синдрома достижения успеха — быть по возможности лучше других в выполняемом деле, выполнять его с предельной добросовестностью;

—    обучение выбору целей как в конкретной ситуации, так и в жизни в целом. При этом рекомендуется выбирать средние но сложности цели и задачи, избегая как слишком легких, так и слишком трудных. Следует также избегать ситуаций, где цель задается другими людьми и где в ситуации нет обратной связи.

Для повышения мотивации рекомендуется всемерно активизировать внимание учащихся в процессе прохождения курса, подчеркивая при этом его значимость в последующей жизни; воспитывать личность учащихся на примере жизни выдающихся людей, что способствует формированию Эго-идеала и личностному принятию мотивов учения; привлекать полученные знания к реальным жизненным ситуациям.

Исследования эффективности подобного тренинга показали, что хотя академическая успеваемость учащихся и не особенно улучшилась, но существенно изменилось отношение школьников к перспективному планированию своего жизненного пути и профессиональных намерений. Хорошая учеба и последующий успех в работе прочно связываются в сознании учащихся.

Учитель может повысить мотивацию своего ученика в достижении высоких результатов в учебе также в том случае, если он объяснит ему, что причины его неудач кроются не в недостатке способностей, а в недостаточности приложенных усилий. Люди по-разному могут объяснить себе и другим причины своего успеха и неуспеха. Одни при этом ссылаются на действие внешних факторов, к которым относят везение, легкость или трудность задачи, другие склонны объяснять причины своих достижений и поражений внутренними факторами, к которым относятся способности и приложенные усилия. Чаще всего школьники свои успехи приписывают действию внутренних факторов — своим способностям и усилиям, а свои неуспехи — действию внешних факторов — трудностью задачи и невезению. С точки зрения психологов именно причинная схема «неуспех — недостаточность усилий» является наилучшей для развития мотивации учения. Когда по рекомендации психологов учителя стали говорить своим ученикам: «Ты сможешь ответить (сделать) лучше, если приложишь больше усилий», то участники экспериментального обучения улучшили свои показатели по тестам умственных способностей и стали лучше учиться.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒