Музыкальная психология стр.21

В своем творчестве художник выражает не только свои собственные настроения и мысли в тех нормах художественного языка, которые он застал. Хочет он того или нет, но он выражает и мироощущение людей той эпохи, в которой живет и творит. Горячо отзывались на революционные события в своих странах Бетховен, Шопен, Вагнер, Верди. Стремление выразить общественные умонастроения было для оольших художников одним из сильных мотивов творчества. «Революционный этюд» Шопена, «Рако-Ци-Марш» Листа, «Славянский марш» Чайковского выражали чувствования современников композитора. и, слушая эти произведения, мы вступаем в волнующий диалог с ушедшими от нас поколениями, а некогда пережитое ими становится нашим собствен ным достоянием, увеличивая масштабы нашей собственной личности.

«Если ты хочешь быть значительным музыкантом, — говорил своим ученикам Ференц Аист, — то ты должен постараться стать значительным человеком». В своей статье, посвященной памяти Паганини, Лист сурово осуждал тех музыкантов, которые не чувствовали своей ответственности перед искусством и человечеством и больше развлекали публику, нежели просвещали и развивали ее. Сам Лист вдохновлялся не только образами архитектурных ансамблей Венеции и Неаполя, но и идеями Торкватто Тассо и Шопенгауэра. Сохранился рассказ о том, как он однажды импровизировал пламенную фантазию на тему философского трактата Балланша о «социальной палигенезии» (87. С. 143).

Дарование большого художника всегда многогранно и часто противоречиво. Кто-то из них стоит ближе к политике, кто-то сторонится ее. Здесь мы видим и Падеревского, становящегося премьер-министром Польши, и Шаляпина, который в своей книге «Маска и душа» сказал о себе, что он менее всего в жизни был политиком.

Но даже если большие художники стоят вне политики, они всегда несут в себе то, что называется «мировой скорбью», проистекающей от осознания ими несовершенства мира, который они хотят улучшить и украсить своим искусством. «Мне было бы жаль, — писал Гендель, если бы я доставлял людям только удовольствие. Я хотел делать их лучшими».

«Этическая ценность музыки, — говорил И. Гофман, — зависит не от техники музыканта, а исключительно от его моральной направленности. Учащийся не должен никогда пытаться ослепить своего слушателя чисто техническим блеском; нужно стараться радовать его сердце, возвышать его чувства и ощущения, донося до его знания благородные музыкальные мысли» (61. С. 96).

Выводы

Вероятно, главной отличительной чертой личности музыканта является неудержимое стремление перелить свои переживания и впечатления в звуки музыки, выразить свое существо на языке невербальной коммуникации. Присущее представителям этой профессии свойство музыкальности включает в себя, согласно Б.М. Теплову, такие специальные способности, как возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, чувство музыкального ритма и, самое главное, способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

Хотя все означенные способности имеют большое значение для профессиональной деятельности музыканта, они не смогут проявиться в полной мере, если личности музыканта не будут присущи такие качества, как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Большие музыканты никогда специально не гонялись и не гоняются за материальным успехом. Их мотивация творчества лежит не во внешних условиях благополучия, а во внутренних побуждениях к творчеству. Часто именно творчество оказывалось для многих музыкантов той силой, которая помогала им жить в самых неблагоприятных условиях.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒