Локализации ощущений на начальном этапе работы способствует фиксация свободной рукой конкретных мышечных групп. Постепенно конкретные — осязательные ощущения автоматизируются и трансформируются в ассоциативные. Локализация ощущений позволяет ученику, концентрирующему внимание на конкретных мышечных группах, легче избавляться от ненужных «сопутствующих» напряжений. Система дает возможность ученику, обучающемуся игре на любом музыкальном инструменте, уже в начальный период работы добиться идентичности формирующихся приемов. Этим закладываются основы управляемости двигательным процессом и координации рук. Наконец, предлагаемая система позволяет в значительно более короткие сроки отобрать д ля каждого формируемого приема целесообразные движения, совершаемые с минимально необходимой затратой физической силы. Речь в данном случае идет не о каком-либо конкретном — единичном движении, а о том многообразии двигательных вариантов, на которые указывал В. Григорьев.
Применение системы на практике позволяет добиться положительных и, что особенно важно, стабильных результатов в короткие сроки, как в работе с начинающими учениками, так и с музыкантами, нуждающимися в исправлении технологических недостатков.
Сокращение времени, затрачиваемого обычно на поиски в двигательной сфере, дает возможность педагогу уже на раннем этапе обучения уделить гораздо больше внимания музы кальному развитию ученика, раскрытию его творческой индивидуальности и потенциала. Подробное описание комплексов специальных упражнений, а также их обоснование будет дано в 3 части книги.
Часть II Постановка корпуса и рук (теоретическое обоснование)
Глава 2
Проблемы постановки корпуса у музыкантов
Корпус человека — целостная от природы система, в которой все ее части должны работать как единый, хорошо сбалансированный механизм. При этом сбалансированность должна ощущаться и сохраняться постоянно в процессе любой деятельности человека. Эти закономерности особенно актуальны для профессии музыканта, двигательные структуры которого отличаются исключительной сложностью, многообразием навыков и их точностью.
Фундаментом, на котором воспитываются все двигательные навыки музыканта, служит начальная постановка корпуса и рук.
Специфика профессии музыканта требует тщательной подготовки корпуса ученика к организации и координации им самим разнообразных двигательных действий в процессе игры на инструменте. От точности всех первичных постановочных элементов и их слаженности в полной мере зависит вся творческая деятельность будущего музыканта.
При организации постановочного процесса все должно быть подчинено главной целя — воспитанию единой, управляемой двигательной сферы, где каждое локальное действие/движение взаимосвязано с действиями всего организма. В первую очередь сказанное относится к постановке корпуса ученика -его умению становиться и садиться с учетом специфики музыкального инструмента. Подчеркиваем — не стоять, а становиться, не сидеть, а садиться. Корпус ученика необходимо подгото вить к той позе, которая ему будет необходима при контакте с инструментом — при игре как стоя, так и сидя. Формирование новой осанки корпуса музыканта должно базироваться на ощущениях, помогающих приведению верхней части корпуса в состояние сбалансированного равновесия. Это позволит ему не только сформировать требуемую осанку, но и, при необходимости, легко ее корректировать. «Правильная постановка — это положение равновесия, а то, что хорошо сбалансировано, легко приводится в движение».1 Положение сбалансированного равновесия корпуса помогает ученику преодолевать своего рода насилие над организмом, которое связано с переходом от состояния покоя к состоянию движения.