Дикция — развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Как показали наши эксперименты по синтезу гласных по спектрограммам, полноценность дикции может быть обеспечена лишь при наличии достаточно богатого по обер-тоновому составу тембра голоса, который зависит от определенного голосового регистра.
Подвижность голоса формируется от среднего к медленному и затем к более быстрому темпу и тоже связана с умением выбрать нужный регистровый режим работы гортани: чем быстрее темп, тем легче звук за счет приближения способа колебания голосовых складок к фальцетному типу.
Неточности интонирования также связаны чаще всего с регистровой перегрузкой. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонации. В натуральных голосовых регистрах добиться точности интонации легче, чем при пении микстом.
Таким образом, умение пользоваться широким звуковысотным диапазоном и разнообразными тембровыми красками с различной динамикой, владеть чистой интонацией и подвижностью голоса возможно лишь при условии совершенного владения всеми регистрами голоса, поскольку правильное звукообразование — это прежде всего соответствие используемого регистра голоса данной высоте тона.
Поэтому знания учащихся о голосовых регистрах и способах управления ими в процессе пения являются основными для формирования навыка правильного голосообразования.
6.2.2. Опыт творческой деятельности
Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность учащихся к самостоятельному поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Он предполагает формирование творческого мышления, которое проявляется в любом виде деятельности человека. Опыт творческой деятельности невозможен без специфических знаний и навыков, однако не сводится к их сумме, а зависит от способа обучения.
Если человека постоянно приучать усваивать знания в готовом виде, можно притупить его природные способности и погасить собственную инициативу. Психолога считают, что творчеству надо учить ребенка с самого раннего детства. Такая возможность у ребенка есть, и изначально она связана именно с развитием его голоса.
Из исследований голосовых возможностей ребенка мы пришли к выводу о том, что детские вокализации в первые месяцы жизни младенца, его голосовые импровизации — врожденная потребность, которую можно рассматривать как первое проявление творчества, что необходимо всячески поощрять и стимулировать, особенно в этот, очень важный для общего и специфического развития ребенка период «гуления»: 2—6 мес.
В процессе обучения пению в более старшем возрасте (дошкольном и младшем школьном) с целью развития творческого мышления при формировании вокальных навыков мы использовали ряд методов, создающих для детей поисковые ситуации:
1) по просьбе учителя дети давали эмоциональные оцен ки качества певческого звука;
2) стимулировали и поощряли всякую творческую ини циативу и самостоятельность детей при определении содер жания вокального произведения и отборе средств его вы ражения;