Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.
Методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению.
Известно, что поющий слышит себя иначе, чем со стороны. Поэтому сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталоном или представлением о нем помогает учащимся наиболее ярко услышать недостатки своего исполнения. Вот почему в учебном процессе целесообразно использовать запись голосов учащихся на магнитофон.
Метод сравнительного анализа использовался также и при прослушивания пения других учащихся или записей на пленке и пластинок. Музыкальное восприятие при этом постепенно становится осознанным, углубляются и уточняются вокальнослуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования, улучшается и воспроизведение.
Все перечисленные методы, используемые в нашей вокальной практике, не исключают, а взаимодополняют друг друга.
С общедидактической точки зрения в них же входят следующие методы и приемы:
1) наглядный метод (слуховой и зрительный);
2) словесные методы (беседа, обсуждение характера му зыки, способов исполнения; объяснение теоретических зна ний, обобщения, введение новых понятий, специальной тер минологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в процессе поиска нужных мышечных ощущений при пении; оценки исполнения; анализ недостатков; вопросы, поощре ния, указания, уточнения и пр.);
3) методы повторения вокальных упражнений, песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые);
4) движение под музыку как метод удовлетворения пот ребности в двигательной активности детей является для них отдыхом от статического положения на уроке, внося разнообразие в занятия, вызывая интерес к музыкальной деятельности (драматизация песен; игровые действия; отражение ритма и высоты звуков; изобразительные моменты в процессе исполнения песни и пр.).
Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных общностью задач и подхода к их решению.
6.3.6. Приемы развития слуха и голоса детей
В отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми мы опирались на опыт прогрессивных русских методистов прошлого и лучший опыт советских учителей.
Среди методических приемов, которые были нами использованы для развития слуха и голоса детей, можно выделить следующие.
Приемы развития слуха были направлены на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений. Среди них:
— прием вслушивания в показ учителя, анализ услышан ного;
— сравнение различных вариантов исполнения с целью вы бора правильного из них;
— введение понятий о качествах певческого звука и эле ментах музыкальной выразительности;
— слуховой анализ их и оценка после прослушивания но вых произведений и собственного исполнения;