Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.123

«Овладение интонацией, интервалами и прочее зависит от того, насколько ясно ученик может себе представить то, что ему нужно петь», — писал Гарсиа3.

Особенно этот метод эффективен в работе с детьми в сочетании с методом показа и подражания. Мы использовали его в различных ситуациях: при разучивании произведений, прослушивании с целью анализа качества исполнения, при повторении старого, но забытого материала, при распевании и пр.

Замечено, что даже после нескольких показов учителем какого-то трудного в вокальном отношении места качество исполнения детьми все же остается неудовлетворительным, если они во время прослушивания пения учителя сами мысленно не подпевали ему. В противоположном же случае происходит существенно заметный качественный скачок в реальном исполнении детей данного фрагмента, непосредственно после даже однократного, мысленного пропевания, так как в этом случае пение детей происходит на основе более глубокого слухового восприятия звукового эталона.

Слуховое восприятие учащихся особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным восприятием, когда дети наблюдают за мимикой, способом артикуляции и дыхательными движениями учителя. Кроме того, качества звучащего эталона можно отразить, как бы смоделировать при помощи различных видов записи: графических, схематических, рисуночных, нотных и других или показав рукой.

Комплексное применение зрительной и слуховой наглядности создает условия для максимальной эффективности музыкально-слухового восприятия, так как обеспечивает совместную работу различных анализаторов, что «служит важнейшим условием перехода от отдельных ощущений, представляющих о1тражение свойств предмета, к восприятию предмета в целом»1.

На занятиях вводилось правило: когда учитель демонстрирует образец исполнения голосом или на инструменте, ученики должны слушать, смотреть и мысленно подпевать одновременно с ним. Выполнение этого правила должно было войти в привычку, стать условным рефлексом на показ учителя. Мысленное пение ученики осуществляли при активной, хотя и беззвучной артикуляции. Это активизировало мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру. Создавались условия для постепенного установления связи между слуховым и зрительным восприятием, а также ощущениями соответствующих движений голосовых органов (реальных или моделируемых).

Таким образом, мысленное пение можно считать основой формирования вокально-слуховых представлений и совершенствования слухо-двигательных связей и рассматривать как один из наиболее эффективных методов разучивания, повторения, исполнительского усовершенствования вокального ре пертуара, усвоения новых вокальных приемов или трудно интонируемых оборотов в пении, а также как форму самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.

6.3.5. Метод сравнительного анализа

В практике вокального воспитания детей метод сравнительного анализа нашел широкое применение. Он использовался в нашей работе с первых же уроков, когда дети должны были дать свои первые эстетические оценки певческому звуку: красивый или некрасивый. Сравнивая различные образцы звучания голоса, дети учатся понимать и дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокального исполнения, отличать правильное звукообразование от неправильного.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒