Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.122

Ребенок проговаривает мысленно слова, которые он не раз произносил вслух. Микродвижения голосового аппарата при этом представляют собой слепок с истинных его движений в процессе реального проговаривания.

У детей, начинающих обучаться пению, как правило, нет соответствующего вокального опыта. Поэтому никаких микродвижений голосового аппарата у таких детей в процессе мысленного пения быть и не может. У людей, имеющих вокальный опыт, при мысленном пении наблюдается мышечная активность, но, как показали наши электрог1 лоттографичес-кпе и рентгенотомографические исследования1, эта активность не имеет ничего общего с микроколебаниями голосовых складок, а выражается лишь в тонических мышечных натяжениях, настраивающих гортань на воспроизведение звука, мысленно пропеваемого в данный момент. Точность такой настройки зависит от степени развития вокальной моторики.

У детей, не имеющих вокального опыта, тоже может наблюдаться активность голосообразующих мускулов, выраженная в тонических натяжениях, но они далеки от необходимых для реального воспроизведения представляемого тона.

Однако использование мысленного пения даже на первом этапе работы имеет смысл, так как оно выполняет роль ак-тизации слухового внимания, направленного на восприятие и запоминание звукового эталона. Оно лишь подготавливает почву для более успешного вокального обучения, но ни в коем случае не подменяет вокальную тренировку, ибо научиться правильно интонировать и воспроизводить звук можно только в процессе самого пения. Иначе говоря, интонация может улучшиться только при условии попыток реально воспроизвести заданную высоту, когда путем проб и ошибок ребенок будет стараться подстроиться своим голосом к тому, что он слышит извне и представляет мысленно.

Использование метода внутреннего пения связано с такими видами психической деятельности, как музыкально-слуховые представления и не только высоты тона, а и всех вокально-исполнительских компонентов.

Даже одни музыкальные и эмоционально-выразительные представления без реального пения, т. е. мысленное пропева-ние, неизбежно изменяют ритм дыхания в соответствии с музыкальной фразировкой, вызывают ощущение певческой опоры внутренней мышечной активности всего голосового аппарата.

Мысленное пение учит внутренне сосредоточиваться, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения, слуховое внимание делает направленным.

В работах многих педагогов и теоретиков говорится о необходимости использования этого метода. Так, И. П. Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки1.

«Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать, пользуясь голосом», — писал Този. Ламперти советовал «…учиться умом, а не голосом, ибо, утомив голос, уже никакими способами его снова не приведешь в хорошее состояние»2.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒