Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.121

Остановимся на механизме подражания в узком смысле этого слова. Нервно-мышечный механизм подражания, по словам Д. Аспелунда, имеет ряд отличий от механизма сознательных установок. Механизм подражания образуется преимущественно подсознательно. Подражание целостно организует голосовую функцию и дает возможность сознательно закреплять то, что возникает непроизвольно. При повторных воспроизведениях удачных моментов внимание учеников направляется на запоминание мышечных, вибрационных и слуховых ощущений, возникающих при этом. В таких случаях методы показа и подражания оказываются достаточно эффективными, если вокально-техническая работа, опираясь на слуховое восприятие, идет по пути от подражания на уровне подсознания к постепенному осмыслению своих вокальных движений и самостоятельному их использованию.

Поэтому на первом этапе вокально-технической работы данный метод преобладает, а в дальнейшем он используется минимально. Показ учителя направляется лишь на раскрытие сущности певческого приема. Ученик должен сам найти нужные внутренние установки для выполнения той или иной исполнительской задачи. А это возможно только при условии, если исполнительская задача детьми понята. Исполнительский прием для ученика будет органически вытекать из цели как результат, который легко закрепляется.

Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным — путь творческого развития учащихся: от подсознательного подражания к осмыслению художественного образа и осознанному поиску вокальных приемов и способов исполнения.

6.3.4. Метод мысленного пения

Метод мысленного или внутреннего пения был одним из основных в нашей практической работе.

Данный метод используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах. Профессор Г. М. Цыпин считает внутреннее пение при игре на фортепиано одним из основных методов развития внутрислуховых представлений у студентов.

Физиологический механизм внутреннего пения изучен мало. Однако благодаря анализу самого этого явления И. М. Сеченов сделал целый ряд важнейших открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, в том числе и биоритмы мозга. Очень тонкие наблюдения были сделаны им над переходом от мышления вслух в детском возрасте к мышлению «про себя» у взрослого человека. Было замечено, что мышление «про себя» осуществляется при непременном участии скрытых движений мускулатуры речевого аппарата. «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит… То же встречается и у взрослых. Мысль при неподвижном и закрытом рте сопровождается немым разговором… » (И. М. Сеченов, 1847).

Ссылаясь на данное высказывание и рассуждения по аналогии, многие авторы приходят к выводу, что внутреннее пение должно сопровождаться микроколебаниями голосовых складок подобно тому, как внутренняя речь отражается в микродвижениях артикуляционного аппарата.

Такое мнение следует считать необоснованным, так как нет и не может быть в данном случае никакой идентичности между механизмами речи и мышлением, с одной стороны, и певческим процессом и мысленным пением — с другой.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒