Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.13

В более поздней работе это же мнение подтверждается уже двумя авторами — Н. Н. Добровольской и Н. Д. Орловой:

«Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. Нервно-мышечное развитие гортани позволяет шока осуществлять только такое смыкание»4. Описанный механизм звукообразования является характерным для фаль-цетного голосового регистра.

В. С. Попов призывает бережно относиться к детскому голосу. Давая характеристику качества голоса (младших школьников (7—9 лет), он пишет: «В основе их диапазона лежат так называемые примарные тоны. Механизм голоео-образевания у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, так как пение осуществляется краевым натяжением связок, а голосовая мышца еще только образуется…»1.

Таким образом, характеристика звучания голосов детей в младшем школьном возрасте рассматривается с позиции их физиологических возможностей функционирующей системы.

Фальцетный характер звучания их голосов признается единственно возможным для них.

Однако наряду с прочно сложившимся мнением о необходимости и (как единственной возможности) использования лишь фальцетной манеры голосообразования у всех детей до 10—11 лет, в последнее время широкое распространение получила и иная точка зрения на методику вокального воспитания детей того же возрастного периода, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огородное и его последователи.

Имея в виду сложность и многофакторность связей изучаемой проблемы, следует сказать, что всякие попытки однобокого подхода к решению вопросов о звучании детского голоса и его развитии могут привести к ошибочным выводам.

Каждый регистр имеет свои преимущества и недостатки. Представим себе в идеале две модели хора: I — хор с фальцетной манерой звукообразования будет отличаться выхолощенным, бедным по тембру звучанием, узким динамическим диапазоном, хотя достаточно широким звуковысотным диапазоном за счет верхних звуков; II — хор с грудной манерой фонации будет звучать богаче но тембру с более широким динамическим диапазоном, но иметь при этом ограниченный звуковысотный диапазон, расположенный ближе к низкой тесситуре. Верхние звуки будут напряженными и крикливыми.

Практика показала, что у детей, воспитывающихся в хорах первого типа, т. е. где используется в основном фальцет-ная манера звукообразования, голоса детей развиваются слабо в отношении тембра и динамики, а во втором случае недостаточно развивается звуковысотный диапазон.

Следовательно, нужен какой-то иной подход к построению методики вокальной работы с детьми в отношении реализации задачи развития их голосов.

Различные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что до настоящего времени изучено мало. Поэтому обоснование методики вокальной работы с детьми без теории регистров их голоса невозможно.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒