Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.148

Выводы

1. Разработан комплекс инструментальных методов научного исследования в сочетании с аудиторским анализом специалистов, который позволил нам наиболее адекватно изучить сущность биомеханики процесса голосообразования у детей, вывести объективные критерии его оценки, вскрыть закономерности развития голосовой функции в процессе онтогенеза, установить соотношение между восприятием певческого звука и его воспроизведением, что позволило обосновать и методы управления процессом голосообразования с позиций теории регистров.

2. Доказано, что структурно-функциональной особенностью голосообразования у детей является изначальное существование, с момента рождения, двух самостоятельных голосовых регистра: грудного и фальцетного. В процессе онтогенеза, начиная с 5 лет, по мере функционального развития ребенка, постепенно появляется возможность осуществления смешанных типов голосообразования. В младшем школьном возрасте в процессе спонтанного пения дети могут использовать все регистры, свойственные голосу взрослых людей.

Биомеханика различных голосовых регистров у детей в отношении способа колебаний голосовых складок та же, что и у взрослых (полный, краевой и промежуточный), хотя в отличие от последних грудной регистр в раннем возрасте обеспечен работой иных мышечных систем и имеет специфическое звучание по тембру, интенсивности и звуковысотному диапазону в силу ряда причин объективного и субъективного порядка. У детей в любом возрасте грудной голос так же, как и фальцетный, звучит естественно и без лишнего напряжения при условии, если он используется в соответствующей ему тесситуре (чаще всего в диапазоне Лям — Мщ), что соответствует биологическим возможностям голосовой функции человека от природы.

Таким образом, доказано, что голосовые возможности детей в домутационном возрасте более широкие, чем это было принято считать до сих пор. Они могут осуществлять различные способы фонации: как по типу фальцетного, так и грудного регистра, проявляя от природы склонность к их использованию независимо один от другого. Более трудными для детей в функциональном отношении являются смешанные режимы голосообразования.

Наряду с общими закономерностями формирования и развития детского голоса в процессе онтогенеза отмечено наличие индивидуальных различий в звучании голосов детей, проявляющихся от момента рождения. Диапазон голоса и его звуковысотное расположение, динамика, продолжительность фонационного выдоха, тембр, — все это связано с использованием того или иного голосового регистра, что характеризует голос будущего сопрано или альта.

3.    Между способом вокального показа учителя и вокаль ными успехами учеников существует однозначная зависи мость, которая объясняется физиологическими особенностями музыкально-слухового восприятия детей данного возраста. При определенных условиях звучания голоса в отношении тембра, высоты, силы и темпа исполнения дети проявляют способность наилучшим образом дифференцировать отдель ные его компоненты (в том числе звуковысотныи), что имеет значение для обоснования методов развития их музыкаль ного слуха. В ходе нашего исследования было доказано, что специфика музыкально-слухового восприятия детьми свойств певческого голоса обусловлена характером их собственного вокального воспроизведения. Поэтому условием для наибо лее целостно-дифференцированного музыкально-слухового восприятия учениками звукового эталона, демонстрируемого учителем, является соответствие акустических характеристик его голоса специфике звучания голосов детей данного воз раста.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒