
Рис. 3. Схема конфигурации гортани взрослой певицы при пении грудным голосом на низких звуках (А) и высоких (В)
На рис. 3, А, В представлены схемы конфигурации гортани на основании рентгенотомограмм взрослой певицы при пении грудным голосом на низких и высоких звуках (по дан-ньгм Ван-ден-Берга, 1968).
В литературных источниках зарубежных исследователей отмечается тот факт, что при низкой основной частоте голоса раскрытие голосовой щели при выходе голосовых складок из сомкнутого состояния постепенно распространяется вверх и «наружи. Обратный процесс, т. е. смыкание голосовых складок, также начинается снизу (Валансьен, 1971). «Таким образом, при грудном голосе наблюдаются большие фазовые различия в течение одного периода в вертикальном направлении. При этом, чем ниже звук, тем они больше выражены»1.
Предположим теперь, что испытуемый получил задание спеть звук более высокий, но с сохранением того же качества звучания, т. е. подсвязочный воздух должен продолжать выходить короткими толчками. Значит, голосовые складки по-прежнему остаются толстыми. Что же должен сделать испытуемый, чтобы повысить тон?
Сохраняя характерную для грудного регистра конфигурацию гортани, он должен или повысить нодсвязочное давление, или посредством движения черпаловидных хрящей раз двинуть голосовые складки на некоторое расстояние. Оба факта, каждый в отдельности или в сочетании, дают возможность ‘повышать тол до определенного уровня, так как в каждом случае толчки подсвязочного воздуха имеют тенденцию становиться относительно короче (Ван-ден-Берг, 1968).
Дальнейшее повышение тона за этот предел требует уже сокращения всей голосовой складки, т. е. голосовой мышцы. Это будет приводить к повышению тона потому, что голосовые складки становятся при сокращении более жесткими.
Максимальная высота при грудном голосе достигается, когда подсвязочное давление, раскрытие голосовой щели и сокращение голосовых мышц достигают максимального значения. Высоты между самой низкой и самой высокой при грудном голосе могут быть произведены разной комбинацией этих трех указанных факторов.
Если все возможности повышения звука при сохранении грудной конфигурации при этом уже исчерпаны, то, чтобы спеть более высокие тоны, испытуемому необходимо создать более сильное напряжение гортани, что возможно лишь при совершенно другом типе регулировок, а именно путем предельного растяжения голосовых складок. Этот тип настроя гортани изображен на рис. 4, В, сделанном на основе рент-генотомограмм у певицы с хорошим сопрано при пении высокой ноты (по данным Ван-ден-Берга, 1968).
Рис. 4. Схема конфигурации гортани взрослой певицы при пении фальцетным голосом на средних звуках (А) и предельно высоких (В).
Голосовые складки раскрыты максимально. Это достигается максимальным сокращением щито-перстневидных мышц, что требует расслабления антагонистических вокальных мышц. При таком типе регулировок продольное натяжение голосовых складок пассивно, тогда как при грудном голосо-образовании оно активно. Напряжение при этом создается, главным образом, в голосовых связках, обрамляющих голосовую щель.