Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.24

Таким образом, регистры голоса певца как бы перекрывают друг друга. Схематически это можно представить следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Частотное расположение регистров голоса.

Пространство между сплошными и пунктирными линиями по бокам означает различные варианты ‘регулировок между трудным и фальцетным голосом, а средняя прерывистая ли ния — постепенное изменение равновесия между активными и пассивными продольными натяжениями при пении нисходящего или восходящего звукоряда с постепенным и плавным изменением качества звука.

У каждого типа голосов частотный диапазон регистров должен быть свой. Очевидно, что у женщин и детей он будет сдвинут в сторону высоких частот относительно более низких мужских голосов. На рис. 5 приводятся наши данные типичного диапазона для детей младшего школьного возраста, обучающихся пению: Лям — СиЬ2.

Итак, чтобы нанять происхождение регистров, мы рассмотрели их на примерах взрослых певцов. Грудному и фальцетному звучанию их голоса соответствуют крайние типы настроев гортани — полный и краевой. ,В основе этого явления лежат два типа регулировок голосовых складок: по их длине и толщине. Как следствие этого будет меняться и жесткость.

Активную роль при этом играет величина воздушного потока и степень приведения голосовых складок.

Следовательно, голосообразование в каждый конкретный момент основано на весьма сложном взаимодействии между тремя величинами:

—настроем гортани (полным или краевым);

—степенью приведения голосовых складок друг к другу;

—величиной воздушного потока.

Все эти три величины обеспечиваются (работой дыхательной системы и артикуляционного аппарата певца в соответствии с художественной задачей.

Понимание физиологических механизмов голосообразова-ния дает нам ключ к поискам путей произвольного управления процессом фонации.

1.5. Особенности функционирования голосового аппарата детей в пении

«Функция голосообразования у человека в речи и пении очень сложна. Ее можно понять, лишь изучая результаты исследований специалистов различных наук. Некоторые вопросы морфологии и физиологии голоса еще недостаточно изучены. Однако даже имеющиеся данные необходимо рассматривать с новых, современн1 ых научных позиций и проверять экспериментальным путем»1.

В связи с задачей выявления функциональных особенностей детского голосового органа возникает необходимость остановиться на некоторых вопросах его строения.

Из курса анатомии и морфологии человека известно, что гортань (ларингс) представляет собой сложное образование, состоящее из хрящей, мышц, связок и нервного аппарата.

Она расположена на пути тока воздуха и является частью дыхательного тракта. У взрослых людей гортань занимает область шеи на уровне IV—VII шейных позвонков. Ее вход открыт в гортанную часть глотки, а на уровне VII шейного позвонка она переходит в дыхательное горло. У мужчин гортань расположена ниже, чем у женщин, в среднем на один позвонок. Гортань же детей дошкольного возраста расположена выше на один-два позвонка, чем у женщин. Если у новорожденных детей -надгортанник находится вообще на уровне нёбной занавески, то к 7—8 годам жизни ребенка гортань постепенно опускается до уровня VII шейного позвонка, как у взрослых2.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒