Первые коммуникативные проявления ребенка по сути своей есть вокализации, из которых постепенно выкристаллизовываются звуки речи, слоги, слова и целые фразы.
Филогенетически вокальная функция является более древним образованием по отношению к речи. В развитии ребенка на данном возрастном этапе, как никогда, формирование речевой и вокальной функций слито воедино. Формирование обеих функций идет параллельно до двух лет, а затем продолжается уже каждая по-своему, в зависимости от соответствующей работы с детьми и проявления их самостоятельности в использовании речи и пения.
В период гуления ребенок как бы играет своим голосом. Он изучает свои голосовые возможности. Эта деятельность достигает своей кульминации на четвертом месяце. Продолжительность фазы фонационного выдоха значительно увеличивается: до 5 с и более. Для вокализаций этого периода типичны скачкообразные и скользящие мелодические контуры типа
В вокализациях этого периода также можно выделить три фазы и типичные интонационные структуры:
I фаза — 0,4 с — начиная с относительно низкой высоты, следует крутой подъем до 1800—2200 Гц (СиЬ3 — Ре4);
II — фаза — 2—3 с — вариационный распев;
III фаза — 0,6 с — спад обычно до исходного уровня.
В этот период звуковысотный диапазон достигает своих пределов: более трех октав (усредненно Сольм—СиЬ3). При этом также можно наблюдать звуки различной интенсивности и тембра. Это расцвет спонтанных вокализаций, которые затем исчезают из обихода, на смену им приходит лепет: произношение слогов на различный манер.
Постепенно из употребления исчезают самые высокие звуки, как нецелесообразные для речи, и закрепляются те, которые соответствуют речевому диапазону окружающих взрослых.
Следует заметить, что первые голосовые проявления детей, как и вокализации в период гуления, отличаются ярко выраженным резонированием маски, что обычно называют в вокальной педагогике «близкой вокальной позицией», а также равномерным и глубоким дыханием, позже они утрачиваются.
Данное наблюдение имеет большое методическое значение для нахождения близкой вокальной позиции у начинающих учиться пению учеников в более старшем возрасте. Озвучиванию маски очень помогает напоминание о том, как плачет маленький ребенок, и стремление подражать ему.
В период гуления при спонтанных вокализациях также можно отметить ярко выраженные индивидуальные различия в звуковысотном расположении голосов. Это может являться признаками будущих сопрано или альтов. Об этом же свидетельствуют результаты наблюдений чешского педагога и исследователя Ф. Лысека за развитием певческих голосов четверых детей от рождения и до наступления зрелого возраста на протяжении 20 лет (F. Lysek. Vox liberorum, detsky hlas. Brno, 1976).
Он приводит примеры типичных вокализаций двух девочек-близнецов в возрасте 3,5 мес. при спонтанном гулении в спокойном состоянии:
Из приведенных примеров видно тяготение к использованию различных отрезков звукоряда и взаимосвязь с типом их голосов в дальнейшем.