В этот же период закладываются основы звукообразования по типу различных регистров. За счет этого значительно расширяется репертуар воспроизводимых мелодий. Возникает обратная слуховая связь, на основе чего складываются новые более сложные звуковые комбинации на базе старых. Играя своим голосом, ребенок явно получает удовольствие от восприятия собственных звуков.
В литературе часто говорится о врожденной потребности ребенка в упражнениях такого рода, а голосовые импровизации младенца рассматриваются как первые проявления его творческой деятельности (Wast-Hockert, Lind J., 1968; Bruner J., 1975; Papousek H., 1981, и др.).
Все голосовые проявления ребенка отличаются определенной эмоциональной окрашенностью, отражающей его внутреннее состояние: удовольствие или неудовольствие. Вокализации детей периода гуления, выражающие различные эмоции, отличаются своими характерными признаками. Приведем несколько типичных примеров для детей 5-месячного возраста.
ГОЛОСОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
Характерные признаки гулений, выражающих положительные эмоции:
1) по ритмическому рисунку звуки короткие с форшлага ми, напоминают чириканье птиц, интонационно неустойчивые;
2) внезапные скачки на октаву вверх, а в некоторых слу чаях — на две октавы, минуя средние звуки, с возвращением к исходному тону;
3) широкий диапазон: от Сольм — Сим до Сольз — СиЬз или Фа1 — Ре4;
4) преобладание фонемы, напоминающей дифтонг [эа], или гласноподобный звук [э];
для отрицательных эмоций характерно:
1) однообразие мелодической линии (на 1—2 звуках), протяжность и большая интонационная устойчивость;
2) октавные переходы, но с глиссандо, либо внезапные взвизгивания при резком повышении и усилении звука;
3) преобладание фонемы, напоминающей гласный «а».
4.1.4. Исследование возможностей голосовых имитаций детей раннего возраста
С возрастом диапазон эмоционального содержания детских вокализаций расширяется постепенно. Ребенок начинает осознавать смысловое значение собственных звуков в процессе взаимодействия с окружающими его взрослыми, которые пытаются каким-то образом интерпретировать голосовые проявления ребенка и соответственно на них реагировать. Таким образом, собственные звуки приобретают для ребенка смысловое значение, и он начинает понимать, что какими-то звуками он может побудить родителей или воспитателей к определенным действиям.
Из наших наблюдений и опросов родителей было отмечено, что в нормальных условиях уже на 3—4 мес. между детьми и родителями возникает первое предобщение, которое представляет собой игровой обмен звуками. Родители совершенно подсознательно перенимают репертуар младенца и добиваются того, что ребенок начинает воспринимать и подражать тем же звукам, которые он же и производил. В этих предразговорах ребенок тренирует свою способность к смене слухового восприятия и собственных вокализаций, что закладывает основы звукоподражания.
Способность к подражанию у детей многими считается врожденной. Это не совсем так. Ее еще нужно сформировать. Эта способность сначала на уровне подсознания, а затем и сознания лежит в основе многих процессов познания в жизни ребенка. По данным психологии, с точки зрения законов протекания психических процессов механизм подражания у ребенка в любой деятельности один и тот же. В связи с этим можно понять значение звукового подражания для общего развития ребенка раннего возраста.