Звуковое подражание ребенка исходит от склонности родителей к подражанию детским вокализациям. Это имеет решающее значение для закладывания основы координации между слухом и голосом, а также для развития речи ребенка.
Большой вклад в науку и методику развития речевой функции детей раннего возраста внесли труды отечественных авторов: Н. М. Аксариной, 1967; Е. А. Аркина, 1968; С. М. Кривиной, 1970; Н. М. Щелованова, 1958, и др. Они пришли к выводу о том, что, хотя первые голосовые реакции ребенка в период гуления спонтанны, без специальной работы по стимуляции детей к звукоподражанию в период от 2 до 4 мес. гуление своевременно не переходит в лепет, и развитие речи резко задерживается.
Наши наблюдения подтвердили эти выводы, а также установили подобную взаимосвязь с развитием способности детей к звуковысотным дифференцировкам и правильному интонированию впоследствии.
Хотя наши эксперименты по данной проблеме носят поисковый характер, можно сказать, что период гуления является основополагающим для общего и специфического раз вития ребенка в дальнейшем и определяется поведением взрослых.
Как известно, различные функциональные системы имеют свои оптимальные сроки развития. Это справедливо и в отношении формирования ряда поведенческих реакций маленького ребенка (Н. М. Щелованов, Н.М. Аксарина, 1969) и находит свое отражение в речевом развитии. «Если ребенок до
3-х лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться после 3-летнего возраста, то окажется, что 3-летнему ребенку гораздо труднее овладеть речью, чем полуторагодовалому. В этом случае обучение речи тянется гораздо дольше, а главное ■— это уже не дает такого эффекта для умственного развития, которое наблюдается при овладении речью в оптимальные для этой функции сроки» (Р. В. Тон-кова-Ямпольская, 1964).
В мировой литературе описано около 30 случаев, когда дети в младенческом возрасте попадали к животным и воспитывались ими в течение ряда лет. Возвращаясь в условия человеческого общества, эти дети отличались ограниченностью психики и отсутствием способности овладеть человеческой речью в ее относительно полном объеме и усвоить социальные нормы поведения.
Из приведенных фактов можно заключить, что период становления речи ребенка от 0 до 3—4 лет является оптимальным для развития слуходвигательной функции, которая проявляется как в речи, так и в пении.
Однако первые годы жизни не однозначны для развития слуховой и голосовой функции детей.
Для того чтобы ребенок начал говорить и петь, у него должны быть развиты до определенного уровня слуховые корковые анализаторы и голосообразующие органы. Они тесно взаимосвязаны между собой. Это созревание идет параллельно и является по своей природе анатомическим и функциональным.
Слуховой анализатор развивается раньше всего: к моменту рождения (Н. И. Касаткин). Но для того чтобы он начал функционировать, необходимо развивать слуховое сосредоточение и способность к тонким слуховым дифференцировкам, т. е. развивать интонационный и фонематический слух. Это лежит и в основе способности к подражанию в дальнейшем. Чтобы начал функционировать голос, под контролем слуха необходимо всячески стимулировать голосовые ответы детей, чтобы спонтанные вокализации постепенно перешли в произвольное пение.