Таким образом, постепенно складывается структура певческой деятельности: от спонтанных голосовых проявлений через слуховое восприятие к произвольному воспроизведению.
Отсюда основные моменты в организации занятий с грудными детьми складываются в определенную последовательность:
1) привлекаем внимание ребенка, вызывая у него ком плекс оживления;
2) повторяем вокальные интонации, которые слышим у ребенка при спонтанном гулении;
3) добиваемся повторения их ребенком.
На этих же принципах была основана методика и нашей практической работы с детьми раннего возраста по выявлению их способностей к звукоподражанию. В опытную группу вошли 8 детей в возрасте от 4 до 8 мес., находившихся в стационаре при лаборатории физиологии и развития здорового ребенка при НИИ педиатрии.
Занятия по выявлению у детей способности к звукоподражанию проводили параллельно со слушанием музыки. Сначала мы старались имитировать интонации спонтанного гуления ребенка, стимулируя его ответную голосовую реакцию. Затем, заметив склонность детей к октавным скачкам, повторяли их вокализации на октаву выше, стараясь исполнять их на более определенно звучащих фонемах «а», «э», которые детям удаются легче, так как не требуют какого-нибудь специального артикуляционного уклада: речевой тракт при их произнесении работает как рупор (достаточно открыть рот).
В результате наших наблюдений было отмечено следующее.
1. Дети раннего возраста способны к звуковысотным под ражаниям, однако далеко не все из них. Лишь некоторые дети правильно повторяли звуки заданной высоты или ровно на октаву выше.
2. Активность детей в звукоподражании намного повыша ется, если занятие начать непосредственно после окончания слушания музыки, а не до того.
3. В голосах детей указанного возраста явно слышны ре гистровые различия: грудной регистр на нижних звуках и фальцетный — на верхних, взятых скачком на октаву вверх. Микст, как правило, отсутствует, как и все промежуточные звуки диапазона.
4. Замечена склонность детей раннего возраста к исполь зованию чистых регистров.
С какого же месяца жизни можно начинать занятия по развитию способности к звукоподражанию?
В литературе нет единого мнения по этому вопросу:
Н. М. Аксарина советует начинать со 2-го мес. жизни М. Ю. Нильсон — с 2—3 мес, Н. Б. Куприянова и Т. Н. Федосеева — с 5-го мес, И. Л. Дзержинская — на 2-м году, Ф. Лысек — в 1 год и 2 мес, Т. С. Бабаджан — со 2-го года И т. д .
Мы наблюдали способность детей к звукоподражанию с
4-го мес. жизни, хотя и далеко не у всех детей. Возможно, что в большинстве случаев их правильные ответы носили случайный характер. У большинства же детей эта способность проявляется позже: в 8—9 мес. В этом также сказываются индивидуальные различия детей. Раннее проявление способности к звукоподражанию следует считать признаками врожденных музыкальных способностей.
Однако даже в тех случаях, когда не особенно легко было добиться от ребенка ответных реакций или это не удавалось вообще, мы отметили, что наши занятия все-таки имели определенный смысл: накопление слуховых впечатлений, которые неизбежно подготавливали почву для более успешного музыкального развития в дальнейшем. В этом смысле можно сказать, что организация музыкальной среды для ребенка должна быть предметом забот окружающих взрослых с самого первого дня его жизни, поскольку слуховой анализатор готов к восприятию уже с момента рождения.