4) разработать систему принципов и методических прие мов обучения пению детей в младшем школьном возрасте;
5) проверить эффективность предлагаемой методики на соответствующем контингенте учащихся.
Методологической основой исследования различных аспектов проблемы вокального воспитания детей в процессе обучения их пению являются теория эстетического воспитания средствами искусства, теория познания; возрастная физиология и психология, основные положения дидактики -и педагогики, психологии и физиологии, музыкознания и эстетики, физики и акустики и др.
Методы исследования . Изучение развития детского голоса проводилось с позиции системного подхода: рассмотрение голосообразования не как изолированно взятой функции, а применительно к организму как целостной системе с характерными для нее индивидуальными особенностями голосовой функции,
При этом становление голосовой функции у детей изучалось в процессе онтогенеза: от рождения до 10—11 лет.
Для решения поставленных задач в качестве наиболее адекватных методов исследования использовали два комплекса аппаратуры: I — для изучения биомеханизмов голосообразования (электронная глоттография, осциллография, ларингоскопия, стробоскопия, рентгенотомография); II — для изучения особенностей звуковосприятия у детей и объективной оценки акустических структур их вокального воспроизведения (магнитофон, спектрография, синтезатор, индикатор регистровости, звуковые генераторы).
Использование данных комплексов аппаратуры наряду с аудиторским анализом специалистов позволило изучать сущность механизмов самого процесса голосообразования у детей, в результате чего выявить объективные критерии его оценки, вскрыть закономерности развития голосовой функции в процессе онтогенеза, установить соотношение между восприятием певческого звука и его воспроизведением с позиции теории регистров.
Все это позволило нам обоснованно вывести и методы управления голосообразованием у детей с целью развития их голоса.
Глава 1
СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ
1.1. Социальная обусловленность функционального звучания детского голоса
Из дошедших до нас сведений в Древней Руси (XI — XIII вв.) детей начиная с 6—7 лет обучали пению в монастырских и церковных школах. В Европе (Италии и Франции) наряду с церковными школами, где дети занимались пением, уже в средние века существовали и специальные вокальные школы.
В летописях упоминается о том, что первые певческие школы на Руси были созданы греческими священнослужителями. От них русская церковь переняла «восьмигласье» и безли-нейную нотопись. Указывается также на высокий уровень музыкального обучения в этих школах. Однако следует подчеркнуть, что пению тогда обучали весьма ограниченное число наиболее одаренных детей.
Чтобы проследить становление методической мысли в деле вокального воспитания детей, для нас важно отметить основные требования к звучанию детского голоса для каждого исторического периода. Церковные детские хоры, в которых пели только мальчики, предназначены были для участия в богослужении. При исполнении священных песнопений детьми предпочиталось светлое и нежное звучание их голосов и порицалось пение грубое, крикливое. Таким образом, качественная характеристика звучания детского голоса с самого начала была социально обусловлена. При обучении пению одним из первых и обязательных требований было отчетливое произношение слов.