Музыкальный слух филогенетически старше, чем слух фонематический, т. е. речевой. Поэтому ребенок скорее усваивает интонационный смысл речевого высказывания, чем семантическое значение слов. В связи с этим правомерна постановка вопроса: способен ли ребенок научиться имитировать высоту звука раньше, чем речевой слог? Поиск ответа на поставленный вопрос был целью экспериментального исследования Ф. Лысека (Чехословакия). В результате оказалось, что ребенку легче научиться петь, чем говорить (Ф. Лысек, 1976).
Кроме того, автор указывает на ряд условий, которые ведут к оптимальному развитию певческого голоса детей. Среди них: 1) положительная атмосфера отношений между родителями или учителем и ребенком на занятии; 2) оптимальная эмоциональность показа в соответствии с голосовыми возможностями ребенка по силе и высоте; 3) сочетание пения с движениями; 4) имитация спонтанных голосовых реакций ребенка; 5) терпеливое отношение к неустойчивости внимания ребенка; 6) мелодии с текстом усваиваются легче, чем без текста; 7) систематичность, кратковременность, вслушивание с младенческого возраста в пение старших и др.
Итак, на основе анализа соответствующей литературы, а также собственных акустических исследований и педагогических наблюдений можно выделить некоторые результаты, имеющие основное значение для методики вокальной работы с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
1. Оптимальный возраст для становления слуходвигательной функции ребенка, которая проявляется как в речи, так и в пении, совпадает с периодом освоения основных языковых структур: от 0 до 3—4 лет.
2. В голосе детей от момента рождения существуют два самостоятельных голосовых регистра: фальцетный и грудной, что соответствует натуральной природе человеческого голо са; смешанное голосообразование у детей раннего возраста отсутствует.
3. Благодаря склонности детей к использованию крайних типов натуральных регистров звуковысотныи диапазон голоса детей первого года жизни отличается широким разбросом: до трех октав (Сольм — Соль4 или Д01 — До4), средние звуки обычно отсутствуют.
4. От рождения у детей проявляются индивидуальные особенности в использовании голосовых регистров, что делает различным звучание их голосов по звуковысотному располо жению, интенсивности и тембру.
5. Звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, спонтанные детские вокализации в период гуления и пр.), данные человеку от природы как защитная реакция организма, подсознательно правильно производятся с точки зрения координации в работе всех частей голосообразующего комплекса.
6. Способность к подражанию закладывается с первых не дель жизни ребенка и развивается в процессе его голосовых имитаций различных мелодических контуров, имеющих ком муникативное значение, и основных фонетических структур языка.
Из соответствующей литературы известно, что без специальной работы по стимуляции детей к звукоподражанию в период от 2 до 4 мес. жизни развитие речи, а следовательно, и умственное развитие, резко задерживается (Н. М. Аксари-на, Н. М. Щелованов и др.).