Из нашей опытной работы с детьми первых месяцев жизни установлена взаимосвязь проведения такой работы с развитием способности детей к звуковысотным дифференциров-кам и правильному интонированию в дальнейшем.
4.2. Использование голосовых регистров младшими школьниками, не обученными пению
Управлять процессом развития детского голоса — это не подавлять, не навязывать какой-то ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывая природу естественно протекающего процесса, согласовывать каждое воздействие на данный процесс с его внутренней логикой.
При построении методики работы над развитием певческого голоса детей младшего школьного возраста необходимо учитывать прежде всего регистровую природу их голоса, т. е. нужно знать исходный материал, с которым учителю приходится иметь дело в процессе обучения. Поэтому возникла необходимость выявления склонности детей младшего школьного возраста, не имеющих вокального воспитания, к преимущественному использованию регистров при спонтанном пении.
С этой целью мы провели массовое прослушивание детей
1, 2 и 3 классов в некоторых школах г. Москвы, где уроков пения не проводили. Всего было прослушано 600 детей: три группы по 100 мальчиков и три группы по 100 девочек в возрасте 7, 8 и 9 лет.
Задание сводилось к следующему: каждый испытуемый должен был спеть любую песню, ранее ему знакомую, без музыкального сопровождения, в удобной для него тесситуре. Тон не задавали.
В процессе прослушивания учитывали два фактора: 1) качество звуковысотной интонации и 2) преимущественное использование голосового регистра.
В отношении качества интонации дети каждой возрастной группы разделили на три подгруппы:
I — с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводили мелодию исполняемой песни («гудошники»);
II — со средней по качеству интонацией, которые искажа ли мелодию лишь частично;
III — с хорошей и отличной интонацией, исполнявшие мелодию без искажения.
По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса испытуемых разделили на четыре подгруппы:
1) с чисто грудным звучанием (ч. гр.);
2) использующие микст, близкий к грудному типу (^м);
3) микст, близкий к фальцетному типу (м^);
4) чистый фальцет (ч. ф.).
Следует отметить, что такое разделение на подгруппы по типу регистрового звучания следует считать весьма условным, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по нашему заданию мог повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако мы судили по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим испытуемым.
В результате была проведена статистическая обработка полученных данных и составлены таблицы и графики для каждой группы по качеству звуковысотной интонации для мальчиков и девочек отдельно (табл. 1).
Полученные данные представлены в виде диаграмм, где по горизонтали отложены четыре типа регистрового звучания голоса, а по вертикали ■— количество мальчиков и девочек, преимущественно использовавших тот или иной голосовой регистр.