Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.61

Из нашей опытной работы с детьми первых месяцев жизни установлена взаимосвязь проведения такой работы с развитием способности детей к звуковысотным дифференциров-кам и правильному интонированию в дальнейшем.

4.2. Использование голосовых регистров младшими школьниками, не обученными пению

Управлять процессом развития детского голоса — это не подавлять, не навязывать какой-то ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывая природу естественно протекающего процесса, согласовывать каждое воздействие на данный процесс с его внутренней логикой.

При построении методики работы над развитием певческого голоса детей младшего школьного возраста необходимо учитывать прежде всего регистровую природу их голоса, т. е. нужно знать исходный материал, с которым учителю приходится иметь дело в процессе обучения. Поэтому возникла необходимость выявления склонности детей младшего школьного возраста, не имеющих вокального воспитания, к преимущественному использованию регистров при спонтанном пении.

С этой целью мы провели массовое прослушивание детей

1, 2 и 3 классов в некоторых школах г. Москвы, где уроков пения не проводили. Всего было прослушано 600 детей: три группы по 100 мальчиков и три группы по 100 девочек в возрасте 7, 8 и 9 лет.

Задание сводилось к следующему: каждый испытуемый должен был спеть любую песню, ранее ему знакомую, без музыкального сопровождения, в удобной для него тесситуре. Тон не задавали.

В процессе прослушивания учитывали два фактора: 1) качество звуковысотной интонации и 2) преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации дети каждой возрастной группы разделили на три подгруппы:

I    — с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводили мелодию исполняемой песни («гудошники»);

II    — со средней по качеству интонацией, которые искажа ли мелодию лишь частично;

III    — с хорошей и отличной интонацией, исполнявшие мелодию без искажения.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса испытуемых разделили на четыре подгруппы:

1)    с чисто грудным звучанием (ч. гр.);

2)    использующие микст, близкий к грудному типу (^м);

3)    микст, близкий к фальцетному типу (м^);

4)    чистый фальцет (ч. ф.).

Следует отметить, что такое разделение на подгруппы по типу регистрового звучания следует считать весьма условным, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по нашему заданию мог повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако мы судили по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим испытуемым.

В результате была проведена статистическая обработка полученных данных и составлены таблицы и графики для каждой группы по качеству звуковысотной интонации для мальчиков и девочек отдельно (табл. 1).

Полученные данные представлены в виде диаграмм, где по горизонтали отложены четыре типа регистрового звучания голоса, а по вертикали ■— количество мальчиков и девочек, преимущественно использовавших тот или иной голосовой регистр.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒