Анализ полученных данных
1. Из приведенных графиков видно, что природе певчес кого голоса необученных пению детей младшего школьного возраста свойственны все регистры, присущие голосу взрос лых.
2. В зависимости от высоты тона дети и до мутации могут вводить в действие грудной или фальцетный механизм по своему желанию или заданию педагога, что полностью сов падает с наблюдениями врачей-фониатров А. М. Хатиной и В. Л. Чаплина при помощи электронной стробоскопии.
3. Певческий голос необученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.
Физиологической предпосылкой данного наблюдения является тот факт, что развитие и становление гортани человека как в филогенезе, так и в онтогенезе связано прежде всего с речевой функцией. Поскольку в речи наряду с фальцетным дети пользуются и грудным голосом, такое использование его в пении следует считать естественным функциональным проявлением голосового аппарата.
4. У различных детей по-разному проявляется склонность к преимущественному использованию того или иного типа регистрового звучания как в зависимости от качества инто нирования, так и в зависимости от возраста.
А. В зависимости от качества интонирования.
Из анализа полученных материалов становится ясно, что дети с плохой интонацией чаще используют грудную манеру фонации; со средней по качеству интонацией — звучат, как правило, в средних регистрах, т. е. используют микст с различной степенью приближения к крайним типам; а с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету.
Рис. 33. Графики, отражающие взаимосвязь типа регистрового звучания и качества интонации для детей 7—9 лет (по усредненным данным). Качество интонации» / — плохое, // — среднее, /// — хорошее и отличное. Д — для девочек;
М — для мальчиков.
Таким образом, проявляется определенная взаимосвязь между типом регистрового звучания голоса и качеством звуковысотной интонации. Раскрыв эту закономерность, можно отметить, что при фальцетном типе звукообразования легче добиться чистоты интонирования по сравнению с грудным типом фонации. Это наблюдение имеет большое значение для методики обучения пению.
Б. В зависимости от возраста.
Как и следовало ожидать, у детей первых классов по сравнению с третьеклассниками чаще обнаруживается склонность к использованию крайних типов регистровых механизмов в работе голосовых складок (полного или краевого), как наиболее простых функций гортани, по сравнению с более сложной при смешанном голосообразовании.
С возрастом певческий голос детей постепенно начинает отличаться от речевого как по тембру, так и по примарной зоне звучания. Если у первоклассников они почти совпадают, то у третьеклассников певческий голос звучит, как правило, выше диапазона речевого голоса, что определяет и его тембровые различия. Заметнее становятся различия в использовании регистров девочками и мальчиками. Последние чаще используют микст или грудной регистры по сравнению с первыми.
Таким образом, в данный возрастной период регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей.