Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.62

Анализ полученных данных

1.    Из приведенных графиков видно, что природе певчес кого голоса необученных пению детей младшего школьного возраста свойственны все регистры, присущие голосу взрос лых.

2.    В зависимости от высоты тона дети и до мутации могут вводить в действие грудной или фальцетный механизм по своему желанию или заданию педагога, что полностью сов падает с наблюдениями врачей-фониатров А. М. Хатиной и В. Л. Чаплина при помощи электронной стробоскопии.

3.    Певческий голос необученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

Физиологической предпосылкой данного наблюдения является тот факт, что развитие и становление гортани человека как в филогенезе, так и в онтогенезе связано прежде всего с речевой функцией. Поскольку в речи наряду с фальцетным дети пользуются и грудным голосом, такое использование его в пении следует считать естественным функциональным проявлением голосового аппарата.

4.    У различных детей по-разному проявляется склонность к преимущественному использованию того или иного типа регистрового звучания как в зависимости от качества инто нирования, так и в зависимости от возраста.

А. В зависимости от качества интонирования.

Из анализа полученных материалов становится ясно, что дети с плохой интонацией чаще используют грудную манеру фонации; со средней по качеству интонацией — звучат, как правило, в средних регистрах, т. е. используют микст с различной степенью приближения к крайним типам; а с хорошей и отличной интонацией звучат ближе к фальцету.

Рис. 33. Графики, отражающие взаимосвязь типа регистрового звучания и качества интонации для детей 7—9 лет (по усредненным данным). Качество интонации» / — плохое, // — среднее, /// — хорошее и отличное. Д — для девочек;

М — для мальчиков.

Таким образом, проявляется определенная взаимосвязь между типом регистрового звучания голоса и качеством звуковысотной интонации. Раскрыв эту закономерность, можно отметить, что при фальцетном типе звукообразования легче добиться чистоты интонирования по сравнению с грудным типом фонации. Это наблюдение имеет большое значение для методики обучения пению.

Б. В зависимости от возраста.

Как и следовало ожидать, у детей первых классов по сравнению с третьеклассниками чаще обнаруживается склонность к использованию крайних типов регистровых механизмов в работе голосовых складок (полного или краевого), как наиболее простых функций гортани, по сравнению с более сложной при смешанном голосообразовании.

С возрастом певческий голос детей постепенно начинает отличаться от речевого как по тембру, так и по примарной зоне звучания. Если у первоклассников они почти совпадают, то у третьеклассников певческий голос звучит, как правило, выше диапазона речевого голоса, что определяет и его тембровые различия. Заметнее становятся различия в использовании регистров девочками и мальчиками. Последние чаще используют микст или грудной регистры по сравнению с первыми.

Таким образом, в данный возрастной период регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒