Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.63

Однако так же, как и на более ранних стадиях онтогенеза, у детей 7—10 лет чаще всего проявляется склонность к использованию натуральных голосовых регистров: фальцет-ного и грудного, хотя появилась уже и способность к смешанному голосообразованию.

Индивидуальные различия в звучании голоса стали более ярко выраженными по сравнению с детьми раннего возраста и связаны с преимущественным употреблением того или иного голосового регистра, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного порядка. Данное обстоятельство определяет и звуковысотную локализацию голосового диапазона, его интенсивность и тембр, а также имеет прямую взаимосвязь с качеством интонирования. Однако, проявляя склонность к использованию какого-то одного из голосовых регистров, дети легко могут перестроиться на другой регистр в процессе одного занятия с педагогом на основе подражания. Способность к вокальному подражанию в этом возрасте у детей достигает своей кульминации.

4.3. Причины голосовых затруднений «гудошников»

Большие трудности при массовом обучении пению связаны с проблемой «гудошников», т. е. детей, не умеющих правильно интонировать.

Это явление широко распространено среди всех возрастов и нередко встречается даже у взрослых людей, про которых обычно говорят, что у них нет слуха.

По нашим наблюдениям, среди первоклассников общеоб разовательной школы, как правило, обнаруживается от 40 до 60% учащихся, не умеющих правильно проинтонировать не только мелодию, но даже один звук.

Эта проблема особенно касается молодых учителей музыки, которые, имея достаточно хорошую общемузыкальную подготовку, нередко оказываются обезоруженными неспособностью большинства учащихся класса выполнить даже, казалось бы, самое легкое задание учителя: спеть один звук в унисон, а отсюда и нежелание детей работать на уроке.

После некоторых безуспешных попыток многие молодые специалисты уходят из школы. Некоторые пытаются найти выход из положения: заменить пение слушанием музыки, введением элементарного музыцирования, музыкальной грамоты и пр., считая, что все дело заключается в неразвитом музыкальном слухе.

Решение данной проблемы зависит от правильного понимания истинной причины голосовых затруднений ребенка.

В ряде случаев это действительно происходит из-за низкого уровня развития способности к восприятию высоты тона.

По данным А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, одна из причин неразвитости звуковысотного слуха у детей заключается в особенностях усваиваемого ими языка.

Ю. Б. Гиппенрейтер и О. В. Овчинникова опытным путем показали, что точность интонирования всегда однозначно связана с точностью выделения слухом основной частоты звука, и наоборот.

Однако нам представляется, что это не совсем так. Опыты вышеназванных авторов проводились в лабораторных условиях, когда испытуемым предъявляли звуки — чистые тоны от звукового генератора, а не тембрально оформленные музыкальные звуки человеческого голоса или какого-либо музыкального инструмента. Поэтому испытуемым не надо было выделять основную частоту звука, как это обычно происходит в естественных условиях.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒