Кроме того, причины неточного интонирования могут быть и иные, нежели низкий уровень развития звуковысотного слуха.
Об этом свидетельствуют наши наблюдения из практики вокальной работы с детьми, а также результаты специально проведенного эксперимента в условиях детского сада № 818 Гагаринского района г. Москвы.
Цель эксперимента — сопоставить порог звуковысотного восприятия детей дошкольного возраста и их способность точно интонировать заданный тон.
Было прослушано 130 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задание 1. Повторить голосом в средней для детей тесситуре отдельные звуки, прозвучавшие на рояле, духовой гармошке или пропетые экспериментатором. При этом созда валась какая-либо игровая ситуация, связанная с просьбой позвать кого-нибудь или подражать голосам различных животных, птиц, гудку паровоза и т. п.
Если усилия ребенка после 2-й или 3-й попытки не приводили к желаемому результату, то фиксировалось отсутствие умения правильно интонировать.
Задание 2. На рояле давали пары звуков, одинаковых по динамике и продолжительности, в мелодическом изложении, сначала на одной высоте, а затем на различной. Ребенок должен был определить, одинаковые или разные звучали тоны.
Результаты эксперимента приведены в табл. 2.
Таблица 2
Возраст детей (в годах) |
Количество детей |
Качество интонации (в %) |
Порог звуковысотного восприятия (в %) |
||
удовлетвори тельное |
неудовлетво рительное |
1 тон |
1/2 тон |
||
Установить не |
|||||
удалось |
|||||
Итого: |
Как видно из приведенных данных, примерно во всех группах было около 50% детей, не умеющих правильно интонировать, однако более 90% дошкольников имеют порог звуковысотного восприятия не более 1/2 тона.
Таким образом, можно предположить, что качество вокального интонирования у большинства детей зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона.
Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.
Из практических наблюдений, а также в результате исследований голосовых возможностей детей в домутационном возрасте было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:
1) в фальцетном регистре добиться чистоты интонирова ния легче, чем в каком-либо другом;
2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании;
3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих зву ков;
4) неумение правильно интонировать мелодию даже про стой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразова-ния.
Биомеханизм грудного звучания основан на полном колебательном режиме голосовых складок. При этом типе фонации они делаются толстыми и малоподвижными. Регулировки по звуковысотному диапазону очень ограничены, так как параметры колебательной системы по длине и жесткости меняются за счет сокращений и расслаблений лишь внутрискла-дочной фонаторной системы.