Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.64

Кроме того, причины неточного интонирования могут быть и иные, нежели низкий уровень развития звуковысотного слуха.

Об этом свидетельствуют наши наблюдения из практики вокальной работы с детьми, а также результаты специально проведенного эксперимента в условиях детского сада № 818 Гагаринского района г. Москвы.

Цель эксперимента — сопоставить порог звуковысотного восприятия детей дошкольного возраста и их способность точно интонировать заданный тон.

Было прослушано 130 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задание 1. Повторить голосом в средней для детей тесситуре отдельные звуки, прозвучавшие на рояле, духовой гармошке или пропетые экспериментатором. При этом созда валась какая-либо игровая ситуация, связанная с просьбой позвать кого-нибудь или подражать голосам различных животных, птиц, гудку паровоза и т. п.

Если усилия ребенка после 2-й или 3-й попытки не приводили к желаемому результату, то фиксировалось отсутствие умения правильно интонировать.

Задание 2. На рояле давали пары звуков, одинаковых по динамике и продолжительности, в мелодическом изложении, сначала на одной высоте, а затем на различной. Ребенок должен был определить, одинаковые или разные звучали тоны.

Результаты эксперимента приведены в табл. 2.

Таблица 2

Возраст детей (в годах)

Количество детей

Качество интонации (в %)

Порог звуковысотного восприятия (в %)

удовлетвори тельное

неудовлетво рительное

1 тон

1/2 тон

Установить не

удалось

Итого:

Как видно из приведенных данных, примерно во всех группах было около 50% детей, не умеющих правильно интонировать, однако более 90% дошкольников имеют порог звуковысотного восприятия не более 1/2 тона.

Таким образом, можно предположить, что качество вокального интонирования у большинства детей зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона.

Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования.

Из практических наблюдений, а также в результате исследований голосовых возможностей детей в домутационном возрасте было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:

1)    в фальцетном регистре добиться чистоты интонирова ния легче, чем в каком-либо другом;

2)    в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании;

3)    причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих зву ков;

4)    неумение правильно интонировать мелодию даже про стой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразова-ния.

Биомеханизм грудного звучания основан на полном колебательном режиме голосовых складок. При этом типе фонации они делаются толстыми и малоподвижными. Регулировки по звуковысотному диапазону очень ограничены, так как параметры колебательной системы по длине и жесткости меняются за счет сокращений и расслаблений лишь внутрискла-дочной фонаторной системы.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒