1) дети всех трех групп лучше воспринимают высоту то на в средней и высокой зонах исследуемого нами звуковысот ного диапазона;
2) дети третьей подгруппы воспринимают звуковысотность в низкой зоне частот немного лучше, чем дети второй под группы;
3) чем уже интервал, тем больший процент ошибок для всех испытуемых;
4) с возрастом прослеживается тенденция к улучшению способности звуковысотного восприятия, однако преимущест во остается за средними и высокими тонами относительно зву ковысотного диапазона певческого голоса детей, примерно Фа1 — Ля2.
Третья серия опытов имела целью изучение влияния интенсивности звучания на звуковысотное восприятие детей.
Учитывая результаты двух предыдущих опытов, выбирали наилучшие условия для звуковысотного восприятия в отношении тембра и частоты основного тона: предъявлялись звуки от звукового генератора в диапазоне частот 300 — 1000 Гц, но с различной интенсивностью.
Задание детям: путем вращения ручки на втором генераторе найти звук по высоте, подобный заданному. Для этого использовали в качестве исходных звуки громкие и тихие. В результате было отмечено, что испытуемые всех возрастных групп могли настроить второй генератор на заданную высоту на тихих звуках точнее по сравнению с громкими. Наилучшим образом для исследуемого звуковысотного диапазона это удавалось на уровне громкости около 40—45 бд. Более сильные тоны приобретают для нашего слуха новую темб-ральную окраску, так как появляются субъективные обертоны, что затрудняет выделение звуковысотного компонента.
В результате опытов со звуковым генератором была отмечена высокая слуховая чувствительность к высоте тона у большинства детей с нарушенной координацией между слухом и голосом: ошибка по частоте измерялась в 1/4 тона, хотя голосом эти звуки они пропеть не могли. Это подтверждает наши выводы о том, что неумение интонировать у детей не всегда связано только с недостаточно развитым звуковысотным слухом.
Четвертая серия опытов имела целью изучение особенностей звуковысотного восприятия в связи с темпом подачи звуковых сигналов.
Задание: определить — одинаковые или разные по высоте были звуки, исполненные на скрипке сначала отрывисто (пиццикато), а затем протяжно (смычком).
Звуки предъявляли последовательно по два. Интервальный ряд был тот же, что и в предыдущих опытах. После каждой пары звуков была пауза в 2 с.
В результате наших опытов было установлено, что:
1) при отрывистом звучании правильных ответов было меньше на 40%, т. е. высота очень коротких звуков восприни мается труднее, чем продолжительных;
2) оптимальная продолжительность звуков для определе ния их соотношения по высоте должна быть в среднем не ме нее 1 с.
Таким образом, восприятие звуковысотного компонента в значительной степени зависит от акустических условий звучания: тембра, звуковысотной зоны, динамики, темпа.
Соблюдение определенных норм позволит улучшить слуховое восприятие ребенка.
Оптимальные условия создает звучание: