По свидетельству современников, детские мальчишеские голоса в глуховской школе отличались особой нежностью и звонкостью. Кроме глуховской школы при Дворе была учреждена специальная певческая школа на 20 человек, из которых готовили певчих для Придворной певческой капеллы, которая в различных исследованиях рассматривается как историческое явление. Она сыграла важную роль в развитии русской оперы, в подготовке солистов и хоровых певцов в России.
В процессе развития хорового пения складывались и основы вокального воспитания. С древнейших времен применялась вокализация, вокальная импровизация, что развивает гибкость голоса.
Несмотря на то, что уже в первых методических рекомендациях были четко сформулированы такие требования к звучанию детского голоса, которые теоретически должны были обеспечить щадящий режим голосообразования (фальцетный или близкий к фальцетному), в певческой практике нередко имели место нарушения определенных норм, что приводило к порче голосового аппарата детей. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры печальной судьбы певцов Придворной певческой капеллы, где дети подвергались жестокой эксплуатации. Музыкальные тексты содержали много колоратурных и гаммообразных пассажей, частых скачков на широкие интервалы, высокую тесситуру. Большая концертная нагрузка и ранняя артистическая деятельность растрачивали нервные силы и голоса маленьких певцов.
Помимо Придворной певческой капеллы много детей пели в различных частных хорах, набиравшихся из числа крепостных, где эксплуатация детского голоса была еще более беспощадная.
Вплоть до XIX столетия в певческих школах России пользовались главным образом переводной методической литературой с французского и итальянского языков. Среди рекомендаций, содержавшихся в них, важно указание на необходимость развивать у детей слуховой контроль; рот при пении открывать умеренно, естественно, отчего зависит ясность голоса и четкость произношения слов; петь в удобной тесситуре; никогда нельзя форсировать через силу; надо петь напевно и додерживать звук по длительности ноты до конца; петь сознательно и эмоционально, чтобы можно было сво им пением тронуть слушателя до чувствительности; рекомендуется петь побольше без сопровождения.
Русская вокальная школа складывается лишь в XIX в., что было связано с именем замечательного русского композитора М. И. Глинки. Упражнения для развития голоса, написанные им для певца Петрова, отличаются своей универсальностью и используются для голосов всех видов. Принципы их легли в основу обучения пению и детей. Сам М. И. Глинка использовал их при обучении пению детей в Придворной певческой капелле и театральном училище, где обучал пению девочек.
М. И. Глинка сначала укреплял средние звуки общего диапазона голоса, а затем уже верхние и нижние. Поэтому его метод был назван «концентрическим». Средние звуки голоса певец может спеть различными способами в отношении регистрового звучания. Судя по рекомендациям М. И. Глинки («петь их умеренным по силе голосом, без усилий, умеренно отворять рот» и пр.), голос настраивался на легкое миксто-вое звучание, близкое к фальцетному.