Задание испытуемым сводилось к сравнению по высоте нескольких пар звуков, исполненных на баяне, а затем — в записи от звукового генератора. В первом случае получались звуки, тембрально богатые, т. е. со сложным спектром, во втором — тембрально бедные или чистые тоны, т. е. с простым спектром.
Интервалы звучали в мелодическом изложении в следующей последовательности: 5 ч, 1 ч, 36, 1 ч, 26, 1 ч, 2м 1 ч.
Акустические условия в отношении звуковысотного диапазона и темпа исполнения соблюдались постоянными. Изменялся только тембр. После каждой пары звуков была пауза в 2 с.
Дети должны были определить, одинаковые или разные по высоте тоны прозвучали. Свои ответы они отражали определенными движениями рук.
Группы испытуемых были небольшие, по 5—10 человек, что позволяло быстро подсчитывать результаты оценок детей. Количество правильных ответов, выраженное в процентах, может служить показателем качества звуковысотного восприятия детей данного возраста в зависимости от темб-ральной насыщенности спектра звукового стимула.
Усредненные результаты первой серии опытов приведены в табл. 3.
Таблица 3
Восприятие детьми звуковысотного компонента в зависимости от тембра звука
Количество правильных ответов в % для различных возрастных групп |
|||||||
с |
Подгруппа в зависимости от качества звуковысотной |
5-летние |
6-летние | |
7-летние |
|||
>. о. |
интонации |
Звуки |
|||||
о в й |
слож ные |
прос тые |
слож ные |
прос тые |
слож ные |
прос тые |
|
Дети с правильной интонацией |
|||||||
Дети с нарушенной координацией между слухом и голосом, гудящие на высоких тонах |
|||||||
Дети с нарушенной координацией между слухом и голосом, гудящие на низких тонах |
Из сравнительного анализа цифровых данных можно сделать следующие выводы:
1) у всех наших испытуемых высота звуков с простым спектром воспринимается лучше, чем со сложным;
2) дети второй подгруппы воспринимают высоту тонов со сложным спектром хуже, чем дети первой и третьей;
3) чем уже интервал, тем больший процент ошибок для всех испытуемых;
4) прослеживается тенденция к улучшению способности выделения основного тона с возрастом, однако преимущество остается за звуками с простым спектром.
Вторая серия опытов касалась изучения особенностей восприятия высоты тона в зависимости от звуковысотного диапазона.
Задание детям: сравнить два звука по высоте, одинаковых или разных, исполненных в мелодическом изложении.
Чтобы избежать влияния тембрального фактора, источником звуков был звуковой генератор типа ЗГ-3.
Последовательность интервалов была та же, что и в первой серии опытов. Переменной величиной являлось их звуковысотное расположение: — 1-я зона частоты основного тона предъявляемых звуков локализовалась в диапазоне частот (в Гц) 100—300; 2-я —300 —500; 3-я 500— 1000.
Усредненные результаты второй серии опытов приведены в табл. 4.
Таблица 4
Восприятие детьми звуковысотного компонента в зависимости от высоты тона
Подгруппа в зависимости |
Количество правильных ответов в % в зависимости от возраста детей |
|||||||||
Я с |
5-летние |
8-летние |
7-летнне |
|||||||
>. сх |
звуковысот- |
Диапазоны частот. Гц |
||||||||
S с |
НИИ |
100—300 |
300—500 |
500— 1000 |
100—300 |
300-500 |
1000 |
100—300 |
300— |
500— 1000 |
Дети с правильной интонацией |
||||||||||
Дети с нарушенной координацией между слухом и голосом, гудящие на высоких тонах |
||||||||||
Дети с нарушенной координацией между слухом и голосом гудящие на низких тонах |
По количеству правильных ответов можно судить о том, что: