Формат MusicXML
Ни один из перечисленных выше форматов не способен обеспечить обмен полных, допускающих редактирование нотных партитур между разнообразными приложениями. Неоднократно предпринимались попытки создать формат, стандартизирующий массу сложных нюансов техники нотной записи, и программы пополнялись нестандартными, рассчитанными на конкретные приложения, фильтрами экспорта/импорта для таких программ, как типа Encore и SCORE. Эти варианты подходили далеко не для любых условий и далеко не для всех пользователей, все зависело от характера партитуры и используемого приложения, т.е. они лишь частично решали проблему.
К счастью, наконец, появился такой формат обмена данными, который по-настоящему работает и получает все более широкое распространение: MusicXML, разработанный компанией Recordare (www.recordare.com). Технология MusicXML импорта/экспорта встроена в программу Finale 2003 и последующие версии, а программа Sibelius 4 и ее последующие версии в числе других приложений поддерживает импорт данных в этом формате. Даже если в вашем приложении изначально не предусмотрена поддержка MusicXML, возможно, вам подойдет для экспорта/импорта встраиваемый модуль Recordare (программы Finale и Sibelius, хотя в них уже заложена поддержка технологии MusicXML на базовом уровне, можно обновить, расширив возможности импорта/экспорта).
Помимо формата MusicXML, вам могут встретиться и другие форматы обмена данными. Формат NIFF (Notation Interchange File Format — файловый формат обмена нотными данными) практически вытеснен форматом MusicXML.
ГЛАВА 12
Музыка и звук для ВИДЕО
Для озвучивания видеозаписей требуются специальные методы синхронизации звука и изображения. Не важно, что вы хотите получить в результате — отредактированную звуковую дорожку, звукозапись диалога, звуковые эффекты или музыкальное сопровождение фильма. В любом случае вы должны знать, как осуществляется синхронизация в видеозаписи и как достигается на практике синхронность звука и изображения.
Синхронизация, программы и форматы
На основе уже полученных знаний о том, как создаются на практике цифровые аудиозаписи, мы в состоянии справиться со специфическими задачами, относящимися к созданию звукового сопровождения для видеозаписей.
■ Сочинение цифровой музыки. Создание музыкальных дорожек звукового сопровождения с помощью имеющихся звукозаписей и/или технологий программного синтеза звука.
■ Создание печатных нотных партитур. Создание нотных партитур для музыкантов для “живого” исполнения музыкального сопровождения и записи дорожек звукового сопровождения.
■ Монтаж озвучивания видеозаписи. Редактирование звуковых дорожек, записанных в процессе видеосъемки, синхронизация аудиозаписей, созданных отдельно, с видеозаписью и добавление новых звуков в звуковое сопровождение видеозаписи (звуковых эффектов, диалогов, дикторского текста и других аудиоданных).
Все эти задачи реализуются в виде последовательности операций, уже рассмотренных нами, начиная с записи звука, редактирования и микширования и заканчивая созданием нотных партитур и воспроизведением сочинения с помощью виртуальных инструментов. Но, помимо этого, при создании звукового сопровождения для видеозаписей требуется решить еще одну проблему: синхронизировать изображение и звук.