Занимательная теория музыки стр.30

Г. Р. Ради бога! Но при такой массе поющих практически не имеет значения, если кто-то из двух тысяч теноров сфальшивит. Ошибку никогда не заметят. Причем никто заранее не проверяет, есть ли голос, какой он, может ли человек петь. Главное — восемь тысяч людей самых разных специальностей, непрофессионалов, приходят, чтобы получить эстетическое удовольствие от самого процесса исполнения. Только ведь для этого надо как минимум знать нотную грамоту».

Продолжаем разговор о знаках альтерации. С их помощью каждый звук двенадцатиступенного звукоряда можно назвать тремя названиями: например, до= си-диез= ре-дубль-бемоль; ля=си-дубль-бемоль= соль-дубль-диез. Исключение представляет только… А ну-ка, любознательные, найдите сами, какой звук нельзя выразить на письме тремя названиями?

Таким образом, каждый полутон и тон могут быть записаны диатонически и хроматически. Если полутон или тон построены на двух смежных ступенях, то его называют диатоническим: например, ми—фа, фа-диез—соль; ми—фа-диез, фа-диез—соль-диез. Если на одной ступени,— то хроматическим: например, фа-диез—фа-дуб пь диез, фа—фа-бемоль, соль—соль-дубль-диез, ми— ми-дубль-бемоль.

Знаки альтерации, стоящие при ключе, называют ключевыми. Иногда целое произведение вполне ими обходится. Но часто в тексте нет-нет да появятся знаки альтерации, которых при ключе нет. В учебниках старо о и нового типов общепринято называть их случайными знаками альтерации, очевидно, по той причине (кстати сказать, неоговариваемой ни в одном учебнике), что они появляются по определенному случаю. Надобность, необходимость их бывает разная: одни приводят к изменению тональности, другие — лада, или разновидности его (натуральный, гармонический, мелодический), третьи имеют значение украшающих (мелизматических), четвертые — превращают тоновые соотношения ступеней в полутоновые (при отсутствии перечисленных выше явлений). Как много и сколько разных причин приводят к возникновению множества случайных знаков. В самом деле, какие же они случайные, если они необходимые?!

Но как научиться различать их? Не отчаивайтесь. Изучив соответствующие разделы нашей книги, вы довольно легко научитесь различать и, что гораздо важнее, понимать, в связи с чем, по какой причине возникают случайные знаки. Вообще, они могут обойтись без всякого термина, а уж если он так необходим, то мы предложили бы слово-понятие «неключевые» знаки альтерации.

К нотному письму еще относятся цифровое обозначение, стоящее рядом с ключом, и вертикальная черта поперек нотного стана. Объяснение им дается в следующей главе «Ритм и метр», но прежде мы хотели бы снова ненадолго возвратиться к Пифагору, лире Орфея и теории относительности А. Эйнштейна. Благодаря их открытиям, а также введению электронно-вычислительных машин (ЭВМ) стало возможным в современных условиях применение в музыке, в частности расшифровке записей древнерусских напевов XV—XVII веков, математических методов исследования. Этому вопросу посвящена интересная статья математика-программиста Л. Игошева, опубликованная в девятом выпуске сборника «Число и мысль» (М., 1986. С. 142—152) под названием «Зашифрованная музыка». С ее материалами вкратце мы и хотим познакомить вас, наши любознательные.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒