Другой путь самостоятельного нахождения формулы зова связан с самим понятием этого слова: призывы и отклики («Ау!», «Алло!», «Помоги!»), и наряду с ними имена и короткие фразы-вопросы («Таня!», «Где ты?», «Кто там?» и т. д.) наталкивают детей на поиски попевок. Быть может, на прогулке уже представилась возможность показать детям, что пропетый зов — в отличие от немузыкального окрика — разносится на далекое расстояние. Такие и сходные приемы помогают найти попевки, начинающиеся с первой доли такта, а затем затактовые. Затактовые имена (Иоганнес, Мария, Катюша, Евгений) часто начинаются с тоники (вероятно, это свойственно первоначальной формуле зова):
Простейшие мелодии развиваются из интервала малой терции. Как только найдена первая мелодия такого рода (путем озвучивания небольших стишков, считалок и поговорок по образцу: «Петя, булочник, испеки…»), можно приступить к поискам ритмического сопровождения. Оно сводится сначала к хлопкам, притопам и шлепкам. Тут следует вспомнить все то, что было сказано о правильном выполнении хлопков и притопов. Для того чтобы воспитать навык хлопать и топать тихо (piano), рекомендуется произносить текст шепотом (четко выговаривая слова!) и при этом так тихо хлопать и топать, чтобы ученики, стоящие вдали, смогли понять каждое слово.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Речевые упражнения — одни из основных упражнений «Шульверка», и они сопровождают все музыкальные упражнения; больше того, они рассматриваются как музыкальные упражнения в самом прямом значении этого слова. В I томе приводятся примеры ритмического сопровождения, которые можно выполнить либо отдельно, либо в различных комбинациях (соединяя одновременно различные сопровождающие ритмы).
Уже простые четвертные удары, записанные на первой строчке, составлены так, что из них легко составить песенку в двухчастной форме.
Педагог начинает с простых хлопков четвертями; затем постепенно вводятся более дробные ритмические фигуры, которые разучиваются в чередовании хлопков и притопов. Само собой разумеется, что приведенные в «Шульверке» примеры должны быть дополнены собственными. Учителю не следует заглядывать в нотный текст модели; он должен проработать ее дома, готовясь к занятиям и «освободиться» от нее; модель дает ему толчок для дальнейшей работы, с учениками же он свободно ее варьирует и разучивает. Сопровождающие ритмы можно вводить, используя соответствующие слова (а также поговорки), которые можно найти в речевых упражнениях «Шульверка» (см. пример 21 на стр. 77).
Речевые упражнения не только развивают ритм, но и голос: если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы; а при такой позе все звучит лучше, и до известной степени исключается возможность говорить и петь хныкающим и «горловым» голосом.
Все речевые упражнения проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами (фальцет, гудящий ТО-
лос, шепот, через нос и т. п.) и различной силой звука. И тут следует повторить сказанное: все приведенные в «Шульверке» примеры речевых упражнений — лишь образцы; они должны служить стимулом для нахождения собственных примеров — слов, поговорок и предложений, которые передавали бы музыкально-звуковое своеобразие родного языка.