Вдохновенная и чародейственная сила своеобычного ор-фовского чтения потрясла меня. Я испытывал то высокое и глубокое эстетическое наслаждение, которое получаешь, когда соприкасаешься с искусством артистов такого громадного и могучего таланта, как Качалов или Станиславский, Гилельс или Ростропович… И — чудо из чудес! Казалось, что прослушано было вовсе не чтение, а звучащая драматическая музыка, хотя музыки в собственном смысле этого слова не было никакой: Орф читал один-одинешенек, без какого бы то ни было инструментального или вокального сопровождения. Уже позже, изучив легенду, я понял, что и самый текст ее написан рукой музыканта-драматурга, слышащего ритмо-интонации и звуковые краски каждого слова, каждого построения, каждой сцены.
Описать орфовское чтение, охарактеризовать его и проанализировать трудно. Я решаюсь это сделать не без известной робости и только потому, что получил возможность благодаря любезности Орфа многократно прослушать альпийскую легенду в его исполнении, записанную на пластинке. Правда, это были лишь слуховые впечатления без жестикуляции и мимики.
Последим же за чтецом. Небольшой зал. Полукругом расположившиеся слушатели. За столиком Орф… Идет негромкий разговор ведьм, прерываемый их «хором». Сухой, скрипучий и обесцвеченный старческий голос, иногда переходящий в шепот. Острые и чуть угловатые, но очень сдержанные жесты, повороты головы, мимика. Все ритмизовано — проза и стихи. Метрический пульс, ритмический рисунок, внезапные или постепенные метро-ритмические переходы столь же явственны, как в музыкальном произведении… Темп — сначала нечто вроде Con moto, та ben artikulato — все убыстряется.,. Слова постепенно теряют протяженность, произносятся дикой скороговоркой… Их уже почти не слышно (впрочем, они повторяются и потому остаются в сознании); только — общее звучание, метро-ритм и темп… Любыми средствами колдуньи хотят уничтожить Христа-младенца. Заклинания, вызов злых ветров, снежной метели… Пока — только ритмы и звуковые краски слова. Мелодии, реальной мелодии нет. Есть лишь мнимая, кажущаяся мелодия, которая сама собой возникает в воображении слушателя… Но одного лишь ритмического начала Орфу не хватает, и он тихо-тихо, затем громче начинает напевать. Нет, не петь и, быть может, даже и не напевать, а только на нотах определенной звуковой высоты произносить заклинание ведьм:
Wind und well.
Wind und weh!
Мелодия — всего лишь два соседних нисходящих звука, одна
6/8 …
и та же повторяющаяся мелодическая секунда в размере 8 … Но какой эффект оказывает эта неожиданная мелодизация, это простейшее и в то же время могущественное элементарное выразительное средство, использованное в определенной ситуации!.. И вот ветры, послушные заклинаниям колдуний, становятся все злее и злее, снежная буря гудит и свирепеет. Силы тьмы, страшилища преисподней в бешенстве готовы растерзать младенца… Орф подымается во весь рост, жесты становятся более размашистыми; он —сама разбушевавшаяся стихия… Раздается взрыв исступленного, яростного сатанического хохота — силы мрака торжествуют, предвкушая победу.,. Crescendo, crescendo rnolto, fortissimo. Звучит— так представляется — весь симфонический оркестр…