Теперь, используя расширившиеся выразительные средства, можно по-новому разработать форму баллады, эпической песни. В «Шульверке» помещен образец такой баллады «Herr Olof» на текст И. Г. Гердера (опирающийся на сюжет старой датской баллады).
В примечании Орф пишет: «.. .Слово баллада происходит от английского «ballards». Со времен Гердера и Гёте под балладами понимаются песни и стихотворения, в которых повествуется в народном духе об исторических и легендарных событиях. В отличие от романтической, широко развитой баллады «Шульверк» возвращает балладу к ее исходной форме — к строфической хороводно-танцевальной пьесе».
ВВОДНЫЙ ТОН В МИНОРЕ
Было бы ошибкой (исходя из того значения, какое имеет «гармонический минор» в кадансовой гармонии классической и романтической музыки) прийти к заключению, будто бы использование вводного тона в миноре ограничивается названными музыкальными стилями. Мы находим вводный тон в многочисленных народных минорных мелодиях, которые, вне всякого сомнения, не имеют ничего общего с классической музыкой. Вводный тон может иметь разное значение: как мелодическое, так и гармоническое; как интервальное, так и аккордовое; как побочное, так и существенное. Было бы поэтому пуританством отказываться от использования вводного тона из опасения вернуться к ограниченной стилевой манере; столь же односторонним было бы и применение вводного тона всюду и везде. Нам кажется, однако, что вначале вводный тон следует употреблять осторожно, в скромном звуковом и аккордовом оформлении, подчеркивая тем самым его мелодическую функцию. Следует возвращаться к бурдонным упражнениям, импровизировать опорные басы к одноголосным мелодиям и постоянно включать упражнения без вводного тона.
И в одной и той же мелодии вводный тон может чередоваться с малой септимой натурального минора, как это показано в «Старинном танце солнцеворота» (мелодия XVI в.) (см. пример 77 на стр. 143).
В связи с этой пьесой и использованием вводного тона Орф пишет:
«В первый раз этот танец должен быть исполнен только блокфлейтой и барабаном. При повторениях сначала вступают «опорные басы» (теноровые и басовые блокфлейты), затем контрабас и большой барабан. Пьеса эта может быть развита.
На «опорных басах» можно импровизировать новые мелодии:
Следует включить в работу импровизационные упражнения, которые были бы построены на минорных мелодиях с вводным тоном, опирающихся на различного рода бурдоны:
Увеличенная секунда, которая благодаря вводному тону образуется между VI и VII ступенями, может быть превращена в диатонический интервал путем повышения VI ступени:
либо может остаться как характерный интервал, выходящий за рамки диатоники:
Многочисленные песни и танцы народов восточной и юго-восточной Европы могут служить примером:
Одноголосные мелодии могут быть обогащены в звуковом отношении использованием параллельного движения чистыми квинтами и квартами (а также секстаккордами):
Эти созвучия по желанию могут быть удвоены на разных инструментах во всех регистрах, а также мелодически коло-рированы. Вводные тоны можно использовать в блуждающем бурдоне»: