Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.71

Освобождение вводного тона от доминантовой функции подчеркивает звуко-мелодическое значение хода на малую секунду; сочетание же вводного тона со звуком малой сексты (VI ступень) влечет за собой обострение гармонического напряжения. Однако интервал увеличенной секунды может быть использован не только в восходящем движении (скачок к вводному тону и нормальное разрешение вводно-тонового напряжения), как это имеет место в классической гармонии, но и приобрести самостоятельность и стать характерным интервалом. Речь идет о движении в ином направлении (об «отскоке» от вводного тона, остановке на звуке малой сексты или обратном скачке от этого звука и т. д.) и о том, чтобы не поддаваться желанию обязательно разрешать звук малой сексты в квинту. Все это также противостоит вводнотоновой тенденции…

IV СТУПЕНЬ В МИНОРЕ; ДИСКАНТИРОВАНИЕ

Введение IV ступени (субдоминанты) в миноре не вносит никаких новых проблем; плагальный заключительный оборот IV—I, о котором была уже речь, приобретает в миноре благодаря своеобразию минорного трезвучия еще более суровый характер. Дорийская секста (мажорная субдоминанта в миноре) вносит просветление; она также должна получить гармоническую опору. Примером может служить следующая вокальная пьеса на текст ранних миннезингеров:

Овладев всеми гармоническими основами в семиступенном звукоряде, можно обратиться к более развитым формам импровизационных упражнений. Ставится новое задание — «ди-скантирование» на заданные мелодии и целые построения (которые сами по себе могут быть «законченными пьесами»). По поводу этих упражнений Орф пишет в примечаниях к V тому «Шульверка»:

«.. .К данной мелодии свободно импровизируется новый голос. Важно, чтобы в этом упражнении, которое должно воспитывать чувство формы, новая мелодия была бы достаточно пластична. Не следует опасаться возникающего порой параллельного движения, а также жестких созвучий, появляющихся в сочетании с данной мелодией. Какого рода характер может носить дискантирование, показывают примеры. Их ни в коем случае не следует рассматривать как готовые пьесы. В начале легче всего удается гаммообразное обыгрывание. Затем следуют упражнения в секстах и терциях.

Не всякая мелодия или построение дает возможность ди-скантировать. При некотором опыте легко найти подходящие образцы. Следует обратиться и к дискантированию в мажоре.

В основе приведенного примера лежит известная французская детская песенка «На мосту Авиньон»:

В самом же «Шульверке» находим и примеры дискантиро-вания в миноре. Итак, дискантирование заключается в том, чтобы обвить новым верхним голосом заданную мелодию или гармоническую структуру. Как и во всех импровизационных упражнениях, вначале следует избегать всяких запинок и «исправлений»; лучше примириться с мелодическими шероховатостями, чем с нарушениями ритмического движения. Конечно, со временем всякие случайности должны быть исключены.

Дискантирование можно проводить на всевозможных инструментах, а также напевая (без текста). С заданной мелодией или заданным построением импровизирующий должен предварительно хорошо ознакомиться, особенно — с гармонической структурой. От дискантирования прямой путь ведет к свободному варьированию, которое в «Шульверке» показано на примере чаконы (см. пример 89).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒