Особенно внимательно следует относиться к альтерированным ступеням. Нужно помнить, что альтерация в направлении повышения на простых ступенях осуществляется с помощью диезов. На ступенях, имеющих бемоль, повышение дает бекар, а на ступенях с диезом — дубль-диез. Например, повышение
IV ступени в g — до-диез, в fis даст си-диез, а в gis — до-дубль-диез.
Второй способ — это транспонирование на хроматический полутон вниз или вверх. Удобство этого способа состоит в том, что все ноты на нотном стане остаются неизменными. Требуется лишь заменить знаки при ключе. Например, пусть нужно транспонировать мелодию из g в gis. Если она написана в натуральном ладе и не имеет хроматизмов, то при таком способе транспозиции в нотном тексте не будет никаких изменений, следует только вместо двух бемолей в ключе проставить пять диезов (разумеется, отличное знание гамм должно быть налицо).
Транспозиция на хроматический полутон вверх и вниз возможна в том случае, если указанный сдвиг дает практически применяемую тональность. Например, в приведенном образце возможен транспорт только на полутон вверх. При попытке применить такой способ транспозиции вниз из той же тональности получим ges — практически не применяемую тональность. Ясно, что в этом случае она заменяется энгармонической, то есть fis.
Следовательно, транспозиция на хроматический полутон имеет ограниченное применение. В одном единственном случае можно транспонировать и вверх и вниз, а именно: из С и а. Тогда попадаем в тональности с семью диезами или бемолями. Тоже не сладко! Уж лучше переписать все заново, тогда попадем в тональности с пятью знаками, то есть применить первый способ транспозиции.
Третий способ состоит в подмене ключа и знаков тональности без переписывания нот. Определяем, на какой линейке нотного стана находится тоника данной пьесы, переименовываем ее в тонику той тональности, в какую нам желательно транспонировать. Затем ищем, подбираем, соображаем, в каком же ключе эта нота получает необходимое нам название. Предположим, мы в С, и мелодия написана в скрипичном ключе, то есть нота до — на первой добавочной снизу. Желаем транспонировать в Е. В каком же ключе нота ми имеет аналогичное местоположение? Подбирая, выясняем, что, выставив басовый ключ, получаем желаемую транспозицию.
Продолжим эксперимент. Если выставить альтовый ключ, то нота до по скрипичному ключу превратится в ноту ре малой октавы. Следовательно, транспозиция осуществилась в D. Если выставить теноровый ключ, та же нота, превратится в ноту си большой октазы и транспозиция произойдет в Н.
Пользуясь всеми ключами, можно транспонировать во все тональности без исключения. Употребляя таким образом подмену ключей, возможно из скрипичного ключа осуществить транспорт в тональность на терцию выше, но двумя октавами ниже (звучание), переводя в басовый ключ; на септиму вниз, переводя в альтовый ключ; на нону вниз, переводя в теноровый.
Но вот в чем вопрос: нужно ли это? Имеет ли это практический смысл? Альтист, много играя в альтовом ключе, в конце концов привыкает к нему и для него не составляет особого труда прочитать в нем запись, полученную в результате транспозиции. То же относится к виолончелистам и тромбонистам, которые вынуждены хорошо знать теноровый и басовый ключи. А вот пианисту или дирижеру подобная транспозиция крайне неудобна, если только они по совместительству не альгисты, не виолончелисты, не тромбонисты сразу. Отсюда попытки оформления партитур только в трех ключах — скрипичном, басовом и альтовом. Но пока это не закрепилось.